mordig81 (mordig81) wrote,
mordig81
mordig81

Categories:

Суточные донесения Lufwaffenkommando Ost за август-сентябрь 1942 года

В августе 2015 года я написал запись о обнаружении в фонде 4 А ГА "Центр" за 1942 год суточных донесений Lufwaffenkommando Ost. В результате удалось найти еще трех заинтересованных человек и заказали ролик НАРА на четверых.
В итоге мы получили суточные итоговые донесения Lufwaffenkommando Ost за период с 13 августа по декабрь 1942 года. Фактически представляет собой наклеенные телеграфные ленты на специальный лист сообщений формата А4. Для примера приведу один день:
gray00203
gray00204

gray00205
В результате можно расписать следующую структуру донесения:
Общее количество боевых самолетов самолетовылетов (поправили в комментариях), в основном (но не всегда) по районам действиям (северный  и южный районы/9  А, 3 и 2 ТА), общие итоги заявок, затем делилось по районам действия или армиям, далее небольшой текст от армий по действиям своей авиации и в конце потери.
Сразу отмечу один непонятный для меня момент - а именно количество пикирующих бомбардировщиков (иногда написало Sturzkampfflugzeuge, а иногда Stuka) - по известным мне данным на участке 2 PzA "работали" III./StG. 1 + предположительно Staffel Falke из II./StG. 1. Даже с учетом III./StG. 2 не выходит цифра в 180 пикирующих бомбардировщиков, например, за 19 августа 1942 года. У меня внятного объяснения этому нет, хотя возможно, что Ju-88 могли быть зачислены в данную графу.
Однако вернемся к количеству самолетов:
Первый день по документам -  13 августа 1942 года:
Северный район: 124 бомбардировщиков, 27 пикирующих бомбардировщиков, 79 истребителей, 14 самолетов - истребителей танков.
Всего: 244 самолетовылетов.
Южный район: 232 бомбардировщиков и 117 истребителей.
Всего: 349 самолетовылетов.
В общем: 671 самолет (в том числе 78 разведывательных самолетов).
Северный район - это скорее всего участок 9 А, а южный участок армии - 2 PzА ГА "Центр".
В донесении также сообщается количество и номенклатура сброшенных немецких авиабомб: 87 zu 500 Kg., 968 zu 250 Kg., 5230 zu 50 Kg., 80 zu 10 Kg. При этом они были сброшены как на участке 9 А, так и 2 PzA. А так как на участке последней было больше бомбардировщиков, то и большая часть авиабомб была сброшена на участке 16 и 61 А. Советская авиация в лице 214-й шад "противопоставила" 4 ФАБ-100, 42 ФАБ-50, 108 АО-25 и 116 РС. Я понимаю, что сравнение по авиабомбам Luftwaffenkommando Ost и 1 ВА не совсем корректно , нужно смотреть еще данные по авиационным соединениям воздушных армий Калининского и Брянского фронтов, а также авиации дальнего действия.
А именно АДД удалось нанести довольно болезненный удар по по аэродрому Сещинская Брянской области. 11 Пе-8 746-го и 890-го ап ДД 45-й ад ДД сбросили 194 авиабомбы (12 ФАБ-500, 16 ФАБ-250, 144 ФАБ-100, 22 РРАБ (500 АО-15, 340 АО-10, 560 ЗАБ-2,5, 22 САБ-22)) общей массой более 37 тонн и 25860 листовок.  По агентурным данным в результате бомбардировки уничтожено 12 самолетов, 40 автомашин, склад с боеприпасами, склад горючего, 5 складов продовольствия, убито 156 человек, повреждено 36 самолетов, электростанция и станция разведывательного отдела. В сводках 6-го отдела квартирмейстерства Люфтваффе сообщается об уничтожении четырех He-111 из состава I и II групп KG 4 и одного разведывательного самолет Ju-88 из состава 4-й эскадрильи дальней разведки Aufklärungsgruppe 11, а еще 9 самолетов получили повреждения различной степени. Там же сообщается о потерях в наземном персонале и авиационных соединениях – 10 убитыми и 32 раненными. При этом большая часть потерь пришлась на 4.(F)/AG. 11 – 3 убитыми и 20 раненными.
В ЖБД 2-й PzA по этому поводу есть следующие данные: По звонку полковника Плохера, (НШ Luftflotte Ost) аэродром Сещинская был атакован сегодня ночью самолетами противника. При этом было сожжено 5 и повреждено 20 бомбардировщиков. Взлетно-посадочная полоса настолько повреждена воронками, что чинит препятствия взлету бомбардировщиков.
Затем сыграли свои роль дожди 14-15 августа и 17 августа 1942 года. В результате 14-17 августа 1942 года большая часть авиации  Luftwaffenkommando Ost "работала" на участке 9 А. C 18 августа 1942 года начинается возрастать количество самолетов на участке 2 PzA.
На 20 августа 1942 года ситуация по самолетамвылетам Luftwaffenkommando Ost была следующей:
9 А - 190 бомбардировщиков, 54 пикирующих бомбардировщика, 151 истребителей. Всего: 395 самолетовылетов.
2 PzА - 334 бомбардировщиков, 120 пикирующих бомбардировщиков, 151 истребителей. Всего: 605 самолетовылетов.
3 PzА - 33 пикирующих бомбардировщиков. Всего: 33 самолетовылетов.
Всего: 1084 самолетовылетов (в том числе 73 разведывательных самолетавылета).
С советской стороны 605 немецким самолетам на участке 2 PzA днем противостояли лишь не больше десятка самолетов 510-го и 875-го сап. В ночь на 20 августа это компенсировалась работой 213-й нбад (13 СБ, 18 Р-5, 141 У-2). Израсходовано: 170 ФАБ-100, 133 ФАБ-50, 396 АО-25, 71 АО-20, 56 ЗАБ 2,5, 8 ЗАБ-50, 16 САБ-25, 2 САБ-15, 25 САБ-3.
А "дневные" силы 1 ВА (201, 203 и 234 иад, 214, 224 и 233 шад) на левом фланге Западного фронта боевой работы не вели, готовились к налетам на немецкие аэродромы 21 августа 1942 года. Но тут надо бы еще учитывать данные по "работе" АДД (36-й и 45-й ад): 45-я ад в ночь на 21 августа вылетела на г. Варшаву (16 ФАБ-500, 54 ФАБ-250, 17 САБ-100), а 36-я ад - на Прагу (пригород г. Варшава), ж.д. узел южнее г. Ржева (78 ФАБ-100 ТГА, 30 ЗАБ-100 ЦК, 53 ФАБ-100, 14 ЗАБ-100, 3 РРАБ (26 АО-25, 3 АО-10, 120 ЗАБ-2,5) 1 САБ-25, 1 САБ-15, 1 ФОТАБ-35).
И можно вышеуказанные цифры по сброшенным советским авиабомбам сравнить с немецкими: 28 zu 1000 Kg., 138 zu 500 Kg., 1465 zu 250 Kg., 6518 zu 50 Kg., 230 zu 10 Kg., 36 zu 2 Kg., общим весом 791,52 тонны.
Следующая дата - 22 августа 1942 года, день начала наступления 3 ТА, которое немцы активно останавливали авиацией:
9 А - 165 бомбардировщиков, 40 пикирующих бомбардировщиков,177 истребителей. Всего: 382 самолетовылетов.
2 PzА - 299 бомбардировщиков, 169 пикирующих бомбардировщиков, 227 истребителей. Всего: 695 самолетовылетов.
3 PzА - 7 бомбардировщиков и 8 пикирующих бомбардировщиков. Всего: 15 самолетовылетов.
В общем: 1172 самолетов (в том числе 80 разведывательных самолетов).
Интересно сравнить данные количества немецких самолетов на участке 2 PzA с данными штаба 1 ВА к 22 августа 1942 года: по советским данным было 200-250 бомбардировщиков (в реальности 468) и 100 истребителей (в реальности 227). То есть оценки почти вдвое ниже реальных цифр. С нашей стороны действовало 80 дневных и 100 ночных бомбардировщиков, 100 штурмовиков и 110 истребителей (по ОС 1 ВА в течение дня вылетало 266 самолетов). То есть немецкая авиация превосходила советскую более чем 2,5 раза. А учитывая более высокую подготовку немецких летчиков и проблемы в тактике советской истребительной авиации (а также кучи мелких причин, например, в отсутствии заднего стрелка на Ил-2) цифры потерь сторон и соотношение за этот день не выглядит удивительными.
В суточном донесении Luftwaffenkommando Ost за 22 августа 1942 года сообщается что в течение дня на все участке действия было сбито 70 советских самолетов при одной своей потере. Из них 60 на участке 2 PzA (и еще 6 сбили зенитчики) при отсутствии потерь со своей стороны, а по ОС 1 ВА за 22 августа 1942 года потери советской авиации на левом фланге Западного фронта составили:
7 самолетов (1 Пе-2, 4 Ил-2, 2 МИГ-3), сбитых немецкими истребителями,
45 самолетов (23 Ил-2, 6 ЯК-7, 10 ЯК-1, 8 ЛАГГ-3) с задания не вернулось. Из этого числа до конца августа стало известна судьба 4 самолетов: два истребителя (Лагг-3 и Як-1) полностью разбиты, 1 Ил-2 требует заводского ремонта и 1 ЯК-7 - полевого ремонта.
17 самолетов произвели вынужденную посадку на своей территории (11 Ил-2, 3 ЯК-1 и 3 ЛАГГ-3) и 1 Пе-2 потерпел катастрофу в районе аэродрома.
Кроме того, в результате бомбардировки самолетов противника повреждено на аэродроме 4 ЯК-1.
Таким образом, 50 самолетов было сбито, еще 4 погибло на своих аэродромах, 17 самолетов, севших на вынужденную посадку, с неизвестным состоянием самого самолета и 1 разбившийся в аварии.
Итого, вышло из строя (полностью или на время) 72 самолета из 266, то есть чуть меньше трети.
По данным 1 ВА за 22 августа 1942 года было сбито 23 самолета (4 Ю-88, 19 Ме-109) и подбито 8 Ме-109. А по документам квартирмейстерства Luftwaffe - повреждено огнем противника лишь два Bf-109 (25 и 35 %).
23 августа 1942 года количество самолетовылетов на участке 2 PzA возрастает до 737 (310 бомбардировщиков, 180 пикирующих бомбардировщиков, 240 истребителей и 7 самолетов-истребителей танков). Затем количество самолетовылетов, самолетов "работающих" на участке 2 PzA начинает резко падать - уже 24 августа 1942 года 345 самолетовылетов и 25 августа - 216 самолетовылетов. На последний день известно также количество и номенклатура сброшенных немецких авиабомб: 5 zu 1000 Kg., 148 zu 500 Kg., 1174 zu 250 Kg., 5667 zu 50 Kg., 210 zu 10 Kg. В общем 658 тонн. Основное направление было у 9 А - 758 самолетовылетов. Ну и уже традиционно сравниваем данные по 1 ВА: 545 ФАБ-100, 12 ФАБ-50, 444 АО-25, 14 АФ-32, 320 АО-20, 24 АО-10, 8 ЗАБ-50, 31 ЗАБ-1, 3 САБ-15, 8 САБ-3. Основной упор 1 ВА делала 25 августа 1942 года на левый фланг Западного фронта (80 самолетов), а на правом фланге вылетало лишь 29 самолетов.
К началу сентября 1942 года обе стороны постепенно уменьшили количество самолетовылетов на участке 2 PzA/16, 61 А и 3 ТА.
Забыл сказать про то как указаны потери - указаны они очень кратко, хотя сообщается часть и в основном по пропавшим без вести. Поврежденные самолеты, которые шли под списание не указаны. Один раз была строчка по сбитому самолету, что пилот вернулся, а бортстрелок погиб.
-------
Теперь перейдем к вопросам френдам и всем остальным:
1) Остаются сомнения, что в документк указано - боеготовые самолеты или количество самолетовылетов? Хотелось бы услышать мнение специалистов.       В комментариях убедительно доказали что это самолетовылеты.
2) И если ответ на первый вопрос, что самолеты - какие соединения бомбардировщиков могли участвовать? Например, в самый в пиковый момент - 23 августа 1942 года - количество бомбардировщиков 310 + 180 пикирующих бомибардировщиков.
У меня получается следующее:
Бомбардировщики (c сайта ww2.dk на 1 августа 1942/1 сентября 1942):
II./KG 1 (26 Ju-88A4 и 4 Ju-88C6/30 Ju-88A4),
III./KG 1 (28 Ju-88A4/31 Ju-88A4),
--
Stab KG 3 (1 Ju-88A4 и 1 Ju-88C6/1 Ju-88A4 и 1 Ju-88C6)
I./KG 3 (31 Ju-88A4/27 Ju-88A4),
II./KG 3 (18 Ju-88A4 и 6 Ju-88C6/19 Ju-88A4 и 2 Ju-88C6),
III./KG 3 (22 Ju-88A4/25 Ju-88A4),

---
Stab KG 4 (1 He-111H6/2 He-111H6)
I./KG 4 (24 He-111H6 и 1 He-111H5/27 He-111H6),
II./KG 4 (23 He-111H6/24 He-111H6),
---
Stab KG 27 (1 He-111H6/1 He-111H6)
I./KG 27 (32 He-111H6/31 He-111H6)
II./KG 27 (32 He-111H6/18 He-111H6)
III./KG 27 (29 He-111H6/31 He-111H6)

---
Stab KG 53 (4 He-111H6/6 He-111H6)
I./KG 53 (30 He-111H6/27 He-111H6),
II./KG 53 (33 He-111H6/28 He-111H6),
III./KG 53 (31 He-111H6/21 He-111H6),
15.(kroat.)/KG 53 (12 Do-17Z/6 Do-17Z).
--
II./KG 54 (25 Ju-88A4/27 Ju-88A4)
---
Итого:  241 He-111, 162 Ju-88 и 12 Do-17Z/216 He-111, 163 Ju-88 и 6 Do-17Z или 415/385 бомбардировщика.

116 He-111, 58 Ju-88 и 12 Do-17Z/114 He-111, 61 Ju-88 и 6 Do-17Z или 186/181 бомбардировщика.

Пикирующие бомбардировщики:
III./StG 1 - 23 Ju-87D1 и 10 Ju-87D3/26 Ju-87D1 и 16 Ju-87D3.
Вероятно с 22 августа III./StG 1 придается Staffel Falke (14 Ju-87D (до 11.8 потеряно 7 в районе Ржева)/10 Ju-87D) из II./StG 1.
III./StG 2 - 11 Ju-87D3/26 Ju-87D3 и 4 Ju-87D1 .
---
Итого: 40/52 Ju 87
И все равно не достигается цифра в 490 бомбардировщиков всех типов - на 1 августа - 473, а на 1 сентября - 467. Хотя очень близко.

3) По авиабомбам вопрос - сравнение в номенклатуре показывает превосходство немецкой авиации. Я так понимаю это связано с основным самолетом поддержки наземных войск в 1942 году. У советской стороны это в основном Ил-2 с вкраплением Пе-2, нагрузка первого 400/600 кг, а второго - 600/1000-1200 кг. К тому же в это время Ил-2 был без заднего стрелка.
С немецкой стороны два основных бомбардировщика несли по 1900 кг (Ju-88) и 2500 кг (He-111), а пикирующий бомбардировщик (Ju-87D) - 700/1800 кг.
В результате немецкая авиация даже при количественном равенстве имела возможность выгрузить на советские позиции больше, чем советские самолеты. В то же время наши Ил-2 применяли РС, но я не знаю насколько они были эффективны.

Рад буду любым поправкам и замечаниям.

P.S.
Сейчас с  lwolf1942 заказать подобные документы по Luftwaffenkommando Ost за период c 1 июня по 12 августа 1942 года (4 А, roll 180). Если у кого есть желание присоединится пишите в личку.
Tags: wirbelwind, Авиация, НАРА/Бундесархив
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments