По истории Книги Памяти Мордовии - мой пост. Как оказалось тогда я пророчески написал про 2015 год, но думал что будет переиздание Книги Памяти, нет обратно спохватились в последний момент и решили сделать 10-й дополнительный том, куда должны были войти все кто отсутствует в первых девяти. Интересно, что стартовые условия были одинаковые: в то время решили, что не успеют к апрелю, сейчас сказали надо. Почти пять лет спим, потом кричим надо бы по Книге Памяти что-нибудь сделать.
По той информации которой нам донесли, на декабрьском совещании ветеранов войны и труда РМ в очередной раз ветераны вспомнили о книги памяти (почти единственные кто не забывает), и тут идея встретило понимание в высших эшелонах власти Республики Мордовия. Там НГ, потом пока раскачались - в конце января 2015 года вызвали мне сообщили что ты друг дорогой с еще 4 товарищами работаешь над 10-м томом, который надо к середине апреля сделать. Вот как хочешь так и делай. Ну что в Москве ..надцатый том больше года делали, вы должны еще быстрее сделать. За числом не гонитесь, понимаем что времени не вагон, но главное качественно. Пообещали и компьютеры и деньги - в результате как всегда. Оказалось что компьютеры и так есть, а по интернету.... скажу только одно: у Вас чего 6 тысяч нету на мобильный интернет. И нашлось, усе нашлось - только во второй половине февраля. На помощь подключили военкоматчиков и поисковиков. От военкоматов приходили списки - в основном отписки, только вот объединенный РВК Инсарского и Кадошкинского района отработал на отлично, хороший там архивист попался. Архивно-поисковая группа "Броня" в лице ее командира Алексея Сергеевича Кузнецова занялась второй частью по медальонам (то есть тех кого нашли поисковики опознали по медальону, именной вещи или даже по архивным спискам), последнюю часть и общее руководство осуществлял командир моего отряда/объединения МРПО "Поиск" - Николай Андреевич Кручинкин, благо он же директор Мемориального музея Военного и Трудового Подвига 1941-1945 гг. Присылали списки и краеведы, и ветеранские организации РМ, и наши районные поисковики, но там были "мраки" - их надо перепроверять и перепроверять.
Для основной части формировали список следующим образом - в ОБД-Мемориал брались КП других регионов и выбирались по поисковому слова Мордовская АССР наши уроженцы, проверяли есть ли они в нашей КП (вот и пригодился электронный вариант КП, который я с товарищами делал в 2002-2004 году), нет - пробивали плотно по ОБД и вносили. Таким образом, в первую часть 10 тома вошли 2827 уроженцев Мордовской АССР (более правильно сказать, что родившиеся до 1930 года родились на территории будущей республики), то есть те кто не был включен в первые 9 томов, изданные с 1994 по 1999 год. Данная цифра не окончательная тех кто отсутствует в 9 томах - было бы больше времени обработали больше, я предполагаю что при достаточном времени где-то в районе 2000-3000 человек еще можно включать.
Еще в начале было решено внести ка можно больше данных - ниже пойдет часть вступительной статьи, подготовленной для 10-го тома, но она вошла сильной урезанной, при этом поля справа и слева по 3-4 см.
Рабочей группой было принято решение, учитывая недостатки первых 9 томов Книги Памяти, внести максимальное большое количество информации о погибших, пропавших без вести и умерших от ран и по иным причинам солдатам и офицерам, уроженцам Мордовской АССР. Основным источником информации стал информационный интернет-ресурс ОБД-Мемориал, документы военкоматов, Книг Памяти других регионов и документов, имеющихся на руках родственников (похоронные извещения, письма однополчан, ответы из ЦАМО и других архивов). Кроме того, были использованы справочники полевых почт и полевых почтовых станций военного времени и административного деления регионов СССР.
Для биографической справки военнослужащего для 10 том Книги Памяти Мордовия была утверждена следующая структура: Фамилия Имя Отчество, год рождения, место рождения (с учетом современного административного деления), место и дата призыва (как в документе), звание и должность с указанием воинской части и подразделения, причины и даты гибели, место захоронения и перезахоронения, дата и место прекращения связи с военнослужащим, фамилия, имя, отчество, указание родства и место проживания (как в документе). В случае разночтения или искажения биографических документов вносилось через косую черту (слеш) разные варианты, при этом правильное начертание, например, фамилии вносилось первым. Иногда установить правильное название населенных пунктов не представлялось возможным, поэтому они вносилось как в документе. К тому же в работе было учтено так же ошибки писарей, которые зачастую искажали фамилию, имя и отчество бойцов и командиров, а так же места рождения и призыва. Многие уроженцы Мордовской АССР, призванные в других регионах, в годы войны вследствие небрежностей и ошибок писарей были записаны как уроженцы тех регионов, откуда были призваны.
Были определены и унифицированы рабочей группой причины гибели: погиб в бою, пропавших без вести, умер от ран, погиб в плену, умер от болезни и погиб. Разъяснение требует последний вариант – в него включались погибшие и умершие не от воздействия противника, а вследствие несчастных случаев, отравлений, небрежного обращения оружия, авто- и авиакатастроф и от действий третьих лиц. Для пропавших без вести указывается место, где он в последний раз для своих сослуживцев и командиров вступил в бой. Надо сказать прямо, что большую часть пропавших без вести все-таки составили погибшие военнослужащие, но их гибель не была зафиксирована их командирами вследствие боевой обстановки (отступления и т.д.), однако были и те, кто попал в плен к противнику. Так же часть из пропавших без вести прошла через медицинские службы соседних частей и отправлены на излечение в тыловые госпиталя, тогда как в своей части военнослужащий числился без вести пропавшими. В любом случае указание географического места , где военнослужащий пропал без вести, поможет в установлении его судьбы. Так как часть сведений о военнослужащих взята из послевоенных подворных опросов работниками военкомата, рабочая группа решила внести уточняющую строчку – прекратилась связь. Ведь зачастую от нее работниками военкоматов отсчитывались два-три месяца и выписывалось после проверки в ЦАМО похоронное извещение как пропавшего без вести в декабре 1941 года, хотя связь с ним прервалась в сентябре-октябре 1941 года. Так же в некоторых случаях опускается слово «похоронен», так как в документе указано, что труп военнослужащего остался на поле боя или не был погребен советскими похоронными. Пример: Погиб в бою 15.12.1941г. Ленинградская область Тосненский район с. Давыдовка.
Для военнопленных указывалось место и дата пленения, а так же первый лагерь военнопленных, где на него была заведена карта военнопленного. Установить лагерь, где погиб военнослужащий довольно затруднительно – он мог пройти несколько лагерей, поэтому это исследование должно проводиться родными при помощи историков.
Для дополнения данных биографических справок военнослужащих использовались документы запасных полков и военно-пересыльных пунктов из ОБД-Мемориал. В таком случае указывался ВВП (например, по данным Саратовского ВПП) или запасного полка или бригады (например, по данным ПРБ 36 зсд).
Большое подспорье оказали справочники с сайта soldat.ru – так благодаря справочнику полевых почт и полевых почтовых станций (если номер был в справочнике) удалось установить воинскую часть или подразделение. И надо отметить, что в этом случае для установления дальнейшей судьбы родственникам следует отправить запрос в Центральный Архив Министерства Обороны РФ с указанием биографических данных номера воинской части и даты прекращения связи. Возможно архивные работники, просмотрев документы воинской части, могут установить более точные данные бойца, подтвердить его принадлежность к разыскиваемому, дату прибытия в часть и выбытия. Ведь зачастую штаб части не мог выслать похоронное извещение из-за отсутствия адреса военнослужащего, в то время как они могли присутствовать в документах части, но из-за халатности штабных работников они не использовались. К тому же в фондах воинских подразделений храниться ведомости на получение военнослужащим денежного довольствия, приказы на зачисление и отчисления в подразделении, поощрения и благодарности. Но все это возможно найти только при самостоятельном поиске родственников военнослужащих, которые желают установить его судьбу.
В заключении рабочая группа 10 тома Книги Памяти должна официально сообщить, что за три месяца работы, хотя и был проделан большой объем работы и включено 2827 биографических справок на военнослужащих, не вернувшихся с поле Великой Отечественной войны, полностью закончить работу не удалось. Работа по выявлению новых персоналий военнослужащих уроженцев Мордовии и их увековечиванию должна быть продолжена, так как по примерным подсчетам рабочей группы еще до 1500 человек не вошли в 10-й том Книги Памяти, как из-за нехватки времени, так и для тщательной проверки данных. По опыту работы над 10-м томом Книги Памяти можно утверждать, что следует тщательно переработать предыдущие 9 томов Книги Памяти и благодаря новым источникам информации возможно дополнить данные и снизить количество пропавших без вести и дать возможность родственникам погибших уроженцев Мордовии узнать где похоронены их родные и посетить могилу или место последнего упокоения защитника Отечества.
Добавлю, что также было решено так же пока не включать приговоренных к ВМН - с ними надо было больше времени, а все-таки цифра нужна была, но с сохранением качества. Так же тяжело было работать с татарами - их ФИО очень сильно коверкали писаря. К тому же среди нас татар не нашлось, а консультанта нам не дали (был бы жив краевед и байконуровец Шамиль Каримович Китаев, он бы помог). Это к тому, что мы не знали как может выглядит вариации одного и того же имени или отчества у татарина. Так например только в последний момент успели исправить отчество жены одного бойца, татарина по национальности, - в документе было написано Анусовна, вот как было в документе так и набрали. Исправили на Юнусовну.
К тому же во время работы к нам приходили/звонили люди - кто-то приносил ответы из архивов, последние письма и фото, а кто-то выносил... мозги. Почему нам квартиру не дали, почему Вы точно не укажите где погиб мой родственник... Я им говорю, что Вы должны этим сами заниматься, мы лишь помогаем и даем консультации, что Вы сам сделали за десятилетия прошедшие с войны - вылупление глаз и молчок....
Свою часть с большими усилиями добили 14 апреля 2015 года, потом пришлось помогать Кузнецову. Хотя во вторую часть вошло 184 человека, должно было быть их больше и данных также больше. В третью часть вошли статьи по шестерым уроженцам Мордовии, найденных на полях сражений, и перезахороненных в Мордовии. Итого закончили 17 апреля, так как 5 мая нужно было показывать напечатанную книгу Волкову, главе РМ. Мордовское книжное издательство молодцы, ночей не спали - вычитывали и верстали.
Потом стало интереснее - я уехал на Вахту, а в изданном 10 томе нашли ошибки, в основном по административному делению районов. Например, в 1941 году село было в Инсарском районе, после войны ушло в Ковылкинский район. А все почему - время, не провели нормальную вычитку - отправляли по буквенно в типографию по мере готовности. Позднее выяснилось, что вместо ФИО на буква А версии от 14.04.2015 года были сверстаны персоналии на буква А конца марта, которые высылались в типографию для примера.
Книгу Волкову показали, пресс-конференцию провели и... тишина. У меня даже экземпляра нету, есть только у тех, кто был на пресс-конференции. Где почти весь 2500 тираж непонятно, по сути его надо рассылать по библиотекам, школам и военкоматам. В электронном виде после исправления 10 том КП РМ выставлен здесь.
За 2827 ФИО внесенных в 10-й том мне не стыдно - сделано хорошо и на совесть, было бы время можно было вычитать, внести больше данных. Но за 2,5 месяца и так было сделано многое. Понятно, что надо бы переработать и дополнить первые 9 томов, слова есть, думают, но как показала работа над 10 томом - много обещаний, мало дел. Да и кто делать будет - наша временная группа распущена, все вернулись к своим работам, финансирование в связи с кризисом не будет - у нас тут в Мордоре больше об команде ногамяч "болеют". А ведь там надо "перелопатить" 130 591 человека, то есть группой из пяти человек надо минимум 8 лет без выходных и проходных пахать. Можно было сказать, что есть ОБД-Мемориал, каждый найдет и посмотрит. Но как показала жизнь многие не разбираются в хитросплетениях документов, не понимают что могут быть сильно искажены ФИО, для чего нужны ПП и ППС, как смотреть военно-пересыльные пункты и т.д.
Теперь в 10 томах КП РМ значится 133 418 человек (в 9 томах 130591, при этом официально 130 960, но при пересчете выходит первая цифра) и все они 21 июня 1941 года были еще живы.... А ушло на фронт из Мордовской АССР в районе 261 тысячи человек. Не вернулся каждый второй... Светлая Память погибшим....