Выехали вечером 24 апреля - направились в Холм-Жирковский на посадку аллеи 13 Московской ДНО. При чем здесь мордовские поисковики спросите Вы - так мы типа мимо проезжаем - крюк в 300 км для нас это же нормально. В результате приехали посадили, забили пять табличек воинов из Мордовии, погибших при окружении дивизии в октябре 1941 г. Был один плюс - покормили в кафе, обратно в газели и драг нах Сухиничи. Когда ехали - по сторонам полыхали с разной интенсивностью поля и леса, на подъезде к Богдановым Колодезям видели шикарнее зарево в пол неба с правой стороны, но уже через день пошел дождь и мы лишились зрелища. Встали в домике - спасибо сельской администрации, село сильно сдало по населению по сравнению с 2001 годом, школу разбомбили, зато молельный дом построили.
В первый рабочий день (26 апреля) выдвинулись офицерской разведкой, оставив наших новичков и немного более опытных обустраивать лагерь. Вышли вшестером, я опробовал ТМ-808, машинка мне очень понравилась. вышли к броду у братской могилы - там на берегу в 2011 году Андрей Кручинкин поднимал двух офицеров из блиндажа. Выяснили, что здесь находилась одна из двух водяных мельниц на р. Медведка. Потом разделились - мы с Михалычем и еще двумя ребятами двинулись по р. Медведка к р. Жиздра и затем к безымянному ручью, а Новиков с Якомаскиным рванули в лес. Поработали по аэрофотосъемке, но все окопы и траншеи оказались пустыми. Посмотрели на гусеницу немецкого танка и бронирование пушки, поковырялись там - видно что там немецкий танк и порвало. По бронированию пушки скорее всего длинноствольная четверка. Минаком нашел только часть ванюши. Зато другая группа нашла свою времянку 2007 года (1 боец, здесь промолчу, хотя сказал пару крепких слов) и одного бойца на дороге к старой вырубке. Последний боец был найден как затем выяснилось сухиничским поисковиком, но он крупные в пакет собрал и оставил сверху, а все мелкие так и оставил в земле.
27 апреля пошли на старую вырубку - перебирали землю, собирая останки бойца, найденного накануне. Я пробежался по вырубке вышел к месту где нашел сапера 15 огвсапб 11 гвсд Лебедева И.К. - упала ель справа от раскопа, сосна еще держится. После обеда решили там поработать, нашли наверху пару советских касок и пару немецких баков для противогаза, а потом пошел ливень. Шел минут 40, затем вышли к опушке леса, где был найден мотострелок мспб 32 тбр Козел. На минак нашел в воронке часть подбашенного погона толщиной 45 мм, видимо от Т-34.
28 апреля я и Новиков со своими группами двинулись на это же место, рядом с воронкой с частью подбашенного погона нашли немецкую авиабомбу (50 кг), которую кто-то выкопал года 2-3 назад. Сохран почти на 5 - как потом посмотрели МЧСники-саперы, бетонная авиабомба в родной зеленой окраске с надписью BeC и взрыватель как новенький. Через три дня ее рванули саперы вместе с бабочками (SD-2) и минометной миной. Уходили метров на 150 и все равно при взрыве над нами пролетел видимо стабилизатор и шмякнулся в метрах 30. Пошли по окраине леса в сторону дома лесника - там нашли пару противотанковых мин и по-видимому 250 кг авиабомбу - за ней МЧСники не проехали. Результата не было, в основном мелкое железо. Крупное было найдено копателем с минаком который буквально дней за 5-6 до нас прочесавший лес, куда не заходили - есть его покопки. К тому же видно что человек хорошо знает лес - вот с ним пообщаться. Нашли наезженную дорогу от дома лесника - по ней добегали до дома лесника за 50 минут, а ведь раньше как дураки перлись через лес 2 часа, хотя и интересное по дороге находили :).
Вернулись в лагерь а там радостная вторая группа - нашли четверых, да не простых - капитана-танкиста, лейтенанта, еще видимо одного офицера (ремни от портупеи) и рядового в ботинках. Нашли на окраине леса юго-восточнее Алешинка, лежали друг на друге на входе в блиндаж. Как потом говорили - там рядом как-будто и боев не было - ни осколков, ни гильз. Сверху лежал капитан-танкист - на его останках была обнаружена ткань с пропиткой, побелела, но лишь растрескалась, были видны ремни, на комбинезоне петлица с одной шпалой, потом была офицерская гимнастерка с двумя петлицами черного цвета без эмблем рода войск, патрон от ТТ и железный медальон (записка съела ржавчина). Ниже лежал лейтенант с двумя кубарями на шинели и целлулоидным подворотничком, ниже еще один с тонкими ремнями от портупеи. Самый нижний рядовой в ботинках. У офицеров были немецкие нательные рубашки - алюминиевые трехдырочные пуговицы, видимо где-то хорошо немцев потрепали и взяли трофеи. Были разбиты черепа у всех были найдены немецкие пули - по-видимому на излете попали. Останки положили во временное захоронение, у капитана взяли часть черепной коробки и челюсть, думаем вычислить по ОБД. найти родственников и потом по ДНК подтвердить.
29 апреля я сидел в лагере, лечил свои набитые ноги, ребята работали там где нашли капитана с офицерами и рядовым - впустую пробили окраину леса. Я еще пообщался с одним из наших сачков - 14 лет, думал что уроки пропустит и отдохнет, а тут оказывается копать надо... Наберут по объявлению - поисковики-слетчики, им бы по слетам и покрасоваться на мероприятиях, а как копать народу нету. Второй нормальный, видно блеск в глазах, но хорошо "убил" ноги - три дня в лагере их лечил, но готовил очень хорошо :)
30 апреля одна группа пошла бомбить районы водяных мельниц - в свое время ветераны 326 сд упоминали о братской могиле, да и лесник в в прошлом году говорил, что на увиденной им карте 1943 года показанной копателем, там был заначек братской могилы. Им было тяжело - куча кирпича, вода, жернова и даже чугунные ограды. Я с другой часть рванул в "горелый лес", красивый сосновый лес, подпаленный давным-давно пожаром. Добежали за 1,5 часа, сразу же зацепил ящик для пулеметных лет Максима, копать красота - песок. Но видно что боя сильного не было - попадались котелки, блиндажная гильза-коптилка, каток от Т-34 приплюснутый с одной стороны взрывом. Выходили к памятнику - поставленному еще туляками в 1975 году - основой послужил ЖБОТ.
По аэрофотосъемке я заприметил где был бой и воронки неплохие - рванули туда, пошло боевое железо - нашли пару минометок, гильзы, магазин от СВТ и вот за траншеями у меня слабо пискнул ТМ-808, я сказал ребята копните. Антон Митякин стал копать - на первом штыке наш подсумок с одним патроном, пробитый осколком, на глубине 70 см - останки. Приступили к подъему - сейчас новые правила, ориентирование по сторонам света, фотографирование различных этапов эксгумации. Парень был молодой и было видно что его похоронили - руки на животе сложены, в левой стороне живота осколок. По-видимому погиб при артобстреле, однополчане раздели его и похоронили, когда почти засыпали, кто-то разбирая его вещи бросил пробитый осколком подсумок с одним патроном, что и помогло его найти. К вечеру Сергей Новиков нашел еще одного бойца под камнями, но было уже поздно ставили подъем на 1 мая. Рядом был старый подъем - лежали наверху противогазы, ботинки. Недалеко нашли ФОГ - фугасный огнемет без насадки (брандспойта) и порохового стакана. Возможно был установлен уже после августовских боев 1942 года, хотя в 16-й А была 51 рота фугасных огнеметов, но занимала оборону в полосе 322-й сд на р. Рессета. Данных что она находилась на участке 40-го гвсп 11-й гвсд я не находил. ФОГ все-таки принесли в лагерь :)
1 мая одна группа продолжила бомбить вторую мельницу с неизменным успехом, а мы вновь выдвинулись в горелый лес. При подъеме бойца, найденного Новиковым С.В., было найдено прямоугольное зеркальце, над ним на глубине 30-40 см были 5-6 бакелитовых заглушек большого размера, я думаю от ФОГ. К вечеру уже Митякиным Антоном уже по установившемся обычаю было найдено захоронение, которое вновь оставили на следующий день. Мы же с Сергеем Новиковым пробежались на разведку - были найдены в отличном сохране 76 мм танковые бронебойные снаряды. Кто-то снял с них гильзы с порохом, на снарядах были выбита дата изготовления 4 сентября 1942 года. Позднее егеря говорили, что это они случайно ножкой ковырнули и нашли железные ящики со снарядами по два - то есть пеналы для снарядов к танку КВ. И на стоянке лесорубов фирменную бутылку Мордовии с датой изготовления апрель 2014 года - просто офигели. Потом подумали и поняли, что видимо это был подарок нашего командира главе сельсовета, а муж у нее заядлый охотник.
2 мая я с Михалычем и группой "инвалидов" выдвинулся на большой овраг в сторону юркиной просеки, вторая группа на уазике мужа председателя сельсовета рванули в горелый лес - успели до ливня поднять троих бойцов с двумя ботинками и так по мелочевке по вещам. Я же пройдя от большого камня на овраге по небольшим просекам вышел на угол просек и тут заорал ТМ-808. Почти на поверхности советская каска, под ней череп. Присмотревшись увидел, что место копаное, рядом на дереве пакет белый привязан. Боец видимо лежал в ячейке для стрельбы лежа, глубина окопчика - 50 см. Сохран останков плохой - там щелочная почва останки съедает - остались одна нога полностью, часть тазовой кости, одна бедренная и одна рука. С ним была найдена стеклянная пробирка с хлоркой и черная эбонитовая курительная трубка в виде казачьего чубука. Успел поднять до дождя, потом как ливанул. Развели костер, пообедали, поняли с Михалчем что наша группа инвалидов сляжет, поэтому ушли в лагерь.
3 мая с утра пошел дождь - я с группой из трех ребят выдвинулся на дюну, к которой ходил в 2013 году. В результате работ в горелом лесу удалось найти еще одну наезженную дорогу - вот по ней мы и рванули. Она выходила на 500 метров к дюне, уходя затем на восток. В результате если в 2013 году шел до нее 6 часов, то в этот раз ровно три часа. И это понятно - нам не надо было искать траве и крапиве как в 2013 году дорогу. Более полное обследование дюны показало, что на ней после августовских боев стояли части - были вырыты блиндажи, впереди шла траншея, поверху ячейки. Но дюну... кто-то хорошо копал лет так 5-10 назад. К тому же не надо было забывать мне что в 1950 -1980-е годы деревня Восты еще была жилой и ее жители мужского пола видимо прошлись по дюне, благо что там песок. Либо сами бойцы и офицеры 11 гвсд собрали убитых и похоронили в братской могиле. Хотя как я упоминал в 2013 году - одного бойца там точно поднимали и была времянка кем-то забранная затем. На обратном пути наткнулись у дороги на пакет с эмблемой магнит с каской и противогазом - по-сути, там надо проводить полномасштабные поисковые работы, а не бегать в разведку. Есть позиции, о которых мы не знаем, а кто-то их бомбит. У нас в том краю три точки: горелый лес, сарай и дюна, а ведь должны еще быть позиции от дюны к сараю и от сарая к горелому лесу. Их пока зацепить не удается.
4 мая ребята отнесли останки во временное захоронение, там сухиничский поисковик еще одного бойца передал. Затем в последний раз пробежались по лесу и стали готовиться к отъезду. Утром 5 мая отъехали из Богданово Колодези, получив пару книг о Калужской области в годы ВОВ, заехали в Сухиничи и драг нах Саранск. В час ночи в Умете встретили нашего командира - Николая Андреевича Кручинкина, он ехал за огнем в Москву и в районе 04,00 прибыли в Саранск. В 05,00 был дома - Вахта закончилась.
Неплохой результат - 13 бойцов, одного капитана-танкиста будем идентифицировать, нашли новое место, сам поднял двоих.