Купил я книгу М.Быкова "Советские Асы. Победы Сталинских соколов 1941-1945" - очень хороший справочник с указанием зафиксированных в документах авиаполков и авиадивизий побед наших летчиков. Провел выборку по "Wirbelwind": 1-я графа - ФИО, 2-я - часть, 3-я дата, 4-я - количество (1/2 - например обозначает уничтожение немецкого самолета парой, 2/5 - двух самолетов 5 нашими истребителями) и марку летательного аппарата, 5-я - место (то ли боя, то ли падения), 6-я - общее количество побед в ВОВ (1-я цифра - личные победы, 2-я - групповые), 7-я - судьба и ГСС (Герои Советского Союза).
|
Небольшой анализ - 16 летчиков сбили 29 самолетов ( всего сбито 35 - из доклада 1 ВА). Самым результативным пилотом-истребителем можно назвать Харченко Степана Ивановича из 523 иап - на его счету 4 победы (2 из них групповые). И именно он в паре с Еличевым А.Ф. "завалил" немецкого аса Рихарда Кванте из 6./JG 51 с 49 победами. Последний 12 августа сбил ИЛ-2, а затем 13 августа - МИГ-1. Неизвестно удалось ли пополнить свой счет немецкому пилоту 14 августа, но в 11.58 его жизненный путь закончился (по нашим данным - южнее Слободка, по немецким - восточнее Дебри). Однако и сам Харченко не дожил до Победы - он не вернулся из боевого вылета 23 февраля 1943 года. По некоторым данным - столкнулся в воздухе с истребителем противника. Его напарник Еличев - был тяжело ранен P.S. Немного по работе бомбардировщиков и штурмовиков - уничтоженные или поврежденные на аэродромах немецкие самолеты:
Следующий за Харченко по результативности - Симонов Дмитрий Васильевич из 523 иап - на его счету 3 победы (1 групповая). Им была одержана первая воздушная победа (12 августа) с начала операции "Wirbelwind". Но 30 августа 1943 года он погиб в воздушном бою.
Следующей паре истребителей удалось провести удачный бой 16 августа 1942 года - ими совокупно было сбито 4 МЕ-109. Хлуд Борис Иванович из 146 иап сбил 2 МЕ-109 у Алешенка и в паре с Богатовым Григорием Семеновичем еще 1 МЕ-109 у Ракитно. На счету Богатова так же МЕ-109 у Алешенка.
По три групповые победы имеют - Ляпунов Борис Ильич и Заморин Иван Александрович из 18 гвиап. Первый умер от ран 4 сентября 1943 года, а второй - более известен как ведущий Леонида Хрущева в его последнем бою. Оба так же отличились в воздушной "свалке" над Алешенка 19 августа 1942 (в то же время шел ожесточенный танковый бой внизу - 39-й тп 17-й тд при поддержке 19-го мцб 19-й тд пытался прорваться на север) - на них двоих и троих неизвестных пилотов записано уничтожение 2 Ю-88. Из подтвержденных немецкой стороной побед - был сбит самолет Ю-88 штаба 2-й группы KG-1 - из экипажа до своих добрался бортстрелок. Самолет упал около Колодезы - пропал без вести майор Герберт Лорч.
Из 16 пилотов известно о гибели (погиб, пропалбезвести, умеротран) пятерых, а один был тяжело ранен. Еще 4 стали Героями Советского Союза.
При работе над материалом использовались книги и документы М.Быкова, А.Н. Заболотского и Р.И. Ларинцева.
2./KG4 He111H-6 w/n 7555 - 70%; w/n 7436 - 90%
6./KG4 He111H-6 w/n 4607 - 100%
I./KG53 He111H-6 w/n 4763, w/n 4814 - оба 15%
II./KG53 He111H-6 w/n 4970- 100%; w/n 4568 - 40%; w/n 4606 - 30%; w/n 7639 - 35%; w/n 4808 - 30%; w/n 7347 - 50%; w/n 7035 - 30%
4.(F)/11 Ju88D-1 w/n 430116 - 100%