Выехали в 06,00 13 июня и через Рязань - Тула - Калуга - Козельск в 22,00 были на месте и поставили лагерь. Лагерь стоял там, где я последний раз был в 2002 году. После этого я попадал на Вахты в этом лесу, но стояли в самом селе (в клубе и частном доме), в прошлом году в юго-западном углу леса, у братской могилы. На последней случился у меня разрыв шаблона - я в том году не присматривался, а оказывается на ней поставили крест и написали, что сюда ПЕРЕЗАХОРОНИЛИ 1000 бойцов 766-го сп 217-й сд ИЗ ГРЕТНЯ, что на южном берегу р. Жиздра. Откуда они взяли это - не пойму. Да потери 217-й сд были даже больше, но таких крупных захоронений не делали там - бои шли летом, поэтому старались быстро похоронить - сваливали в ближайшие углубления и закапывали. Единственное, что пришло на ум, что это либо инициатива ныне здравствующего ветерана этого полка генерала-полковника М.Д. Попкова, либо тех, кто хотел ему сделать "приятное". За предыдущие Вахты "старый лагерь" был уже обустроен - поставлены лавки кругом, столы и т.д.
В лесу восточнее Богданово Колодези отряд работал в 1993-1994 году, а потом в 1999, и начиная с 2001 по 2007 год, потом снова вернулись в 2011 и по настоящее время. Поднимали в основном одиночные захоронения советских солдат (за это время более 350) и попадались отдельные немецкие "туристы". Так же в лесу работали и другие отряды - два из них п/о «Поклон» и «Память» в июне 1996 года нашли офицера с Боевым Красным Знаменем № 18718. По номеру установили, что орден был вручен младшему лейтенанту Черных Федору Ивановичу, награжден приказом Западного фронта № 0116 от 07.02.1942 г. Он погиб 19 августа 1942 года в должности зам. командира 1-го батальона 1101-го сп 326-й сд. Нашли его в лесу восточнее села, а по документам захоронен был в Колодези.
Нашим отрядом, а именно даже парнем из моей группы (я в это время так же поднимал советского бойца) был поднят боец с именной ложкой из 326-й сд - младший политрук роты ПТР 1097-го сп 326-й сд Зубченко Андрей Георгиевич. Погиб 23 августа 1942 года, похоронен так же в Колодези. А нашли мы его в северо-западном углу леса, сбоку от 6-й просеки "запад-восток". Сам же в мае 2006 года поднял бойца с плохо видимым медальоном - прочитали лишь благодаря Саше Борискину, который смог освоить метод по работе с плохо читаемыми медальонами в Фотошопе. Лебедев Иван Кузьмич - считался без вести пропавшим в декабре 1941, последняя часть 461 отдельный саперный батальон. Последний был придан 18-й ДНО, а затем с получением ею гвардейского звания, 11-я гвсд, стал именоваться 15-м отдельным гвардейским саперным батальоном. Сама дивизия как раз участвовала в тех боях, обороняясь по р. Жиздра от (искл.) Гретня до Павлово.
В первый день, 14 июня, пробежались с еще одним опытным поисковиком Новиковым Сергеем по лесу - восстанавливали ориентировку - местность изменилась за эти годы, он последний раз был в 2007 году. Во второй половине вышли работать на большой овраг у лагеря и тут пошел проливной дождь. Я показал новичкам из моей группы как копать шурфы, расставил их... и одни из них, Миша, зацепил чью-ту недоработку - в неглубокой воронке были найдены нога (бедренная и берцовые) + рука. А больше ничего кроме немецких гильз - видимо поработали копатели.
На второй день, 15 июня, рванули половиной отряда в сторону р. Жиздра, к безымянному ручью. Поводом послужили запись в ЖБД 11-й гвсд:
18 августа 1942 года (...)
8-я стрелковая рота (3-й сб) 33-го гвсп под командованием ст. лейтенанта Нафикова завязала бой по северо-западному берегу безымянного ручья между р. Медведка и безымянной высотой, пробиваясь к окруженной 6-й стрелковой роте (2-го сб 33-го гвсп), после нескольких часов боя фронт был прорван и остатки 6-й стрелковой роты начали выходить к линии фронта, но противник вновь атаковал с флангов и замкнул кольцо вокруг 8-й стрелковой роты [33 гвсп].
Добежали, нашли ручей без воды - прошли по нему и наткнулись на гусеницу немецкого танка и дополнительную бронезащиту ствола пушки, по-видимому, от Pz. III. Возможно там больше лежит, но это было на поверхности - вглубь не копали. Прошли дальше и на берегу ручья в ячейке обнаружили советского бойца - на проскок щупа его набил Новиков Сергей, а докопался Антон Митякин. Обнаружили два кубаря - младший лейтенант (хотя возможно одна петлица могла быть оторвана или утеряна), вместе с ним были три пачки патронов в бумаге, три РГД-33, железный ножик с карабинами, портупея и ремень (без пряжки со звездой) и два документа в кожаных обложках - продовольственный аттестат и вещевая книжка офицера. К сожалению в последних сохранилась лишь пара страниц, прикипевших к обложкам. На них типографский текст уцелел, а вот записи нет. Если это точно младший и скорее всего из 33-го гвсп, то возможно (но к сожалению, не доказуемо и только моя ВЕРСИЯ) - это младший лейтенант Жильцов Михаил Федорович, командир взвода 8-й стрелковой роты 3-го батальона 33-го гвсп 11-й гвсд. Просьба, никуда эти сведения не утаскивать, так это всего лишь версия. Да и его хоронили - ботинок на ногах не было.
Пока искал откуда можно послать командиру смс о нахождении бойца, приметил небольшое углубление - позднее шурфанул - боец. Лежал неглубоко - всего 20 см голова и 50 см ноги. Одной берцовой не было, да и бедренная была вытащена из таза - скорее всего животные утащили. С ним была лишь большая железная ложка и трут, сделанный из латунной трубки, очень похоже от взрывателя от РГД-33.
Несколько дней там работали больше ничего не нашли - да было немного железа, но гильзача не было. Однако, работать можно было только вдоль ручья, метров 20, небольшие поля были в высокой траве - надо бы весной туда с мощным глубинником. Да и до позиций 6-й роты мы, по-видимому не дошли. Самое интересное, что если прорваться через 30 метровую болотину, то выходим к нашим позициям, которые засадили после войны елями. На тех позициях году так в 2007 поднимали в районе 6 бойцов. А вот перед ними другим отрядом еще в 1990-е годы была найдено санитарной захоронение немецких солдат - 50 человек. Перед ними, уже почти в болотине, кто-то лет 5-10 назад дернул обвешанного ганса - валяется полный кожаный обвес, даже с кобурой от люгера. По-видимому, здесь нашли свое упокоение немцы из 7-й роты II батальона 40-го мп 17-й тд. Они как раз уничтожили 6-ю роту 33-го гвсп 11-й гвсд, но сами попали позднее под сильный советский "удар" и понесла большие потери:
В 14,45 7-я рота сообщает, что она захватила угол леса. С неслыханной храбростью каждого отдельного солдата и исключительно умелому командованию командира роты была захвачена эта система укрепления с более чем 30 ДЗОТами. (...) В 16,00 7-я рота сообщает, что она натолкнулась в лесу на вторую линию сильно укрепленных позиций, понесла большие потери и должна отойти. 8-я рота на основании этого подчинена 7-й роты для поддержки. (...) Для 7-й и 8-й рот приказывается: под огневым прикрытием взвода танков оторваться от противника, спасти всех раненых и имущество и отойти. В сложной обстановке, 7-я рота лежит недалеко от двух обустроенных русских линий укреплений и несет большие потери, частично от ПТО и вкопанных танков (Т-60 32-й тбр - mordig), и только с наступлением темноты смогла оторваться (от противника).
За 18 августа II батальон 40-го мп 17-й тд потерял 32 убитыми, 46 раненными и 9 пропавшими без вести. Численность 7-й роты с 16 по 18 августа 1942 года снизилась с 113 до 17 штыков.
А вот последующие дни нам хорошего нам не принесли - бегали по всему лесу, по всем своим "хлебным" местам, но пусто. При этом пусто до того, что даже железа мало, а ведь в 2001 году его много под ногами валялось. Из интересного нашли стабилизатор зажигательной авиабомбы FlammC500 (выбито на крыльях) - кто-то глубинником выдернул.
В последний день забрали бойца у пожилой семейной пары в Алешинка - в 2006 году они ухаживали за могилой в огороде, а сейчас старик ослеп, а его жена ослабла. Данные его были известны (на табличке были написаны) - они еще в 50-х годах писали на родину, его старенькая мама сказала, что сил у нее нет поехать на могилку сына, а позднее на запрос РВК пришел ответ, что родственников нет. Лежал боец в берцах, где вместо шнурков была проволока, голова накрыта каской.
Пообщались с местным лесником, который раньше ходил в лес лопатой - обещал показать еще пару мест с бойцами. Рассказал, что лет 10 назад к нему приезжал копатель с копией карты 1943 года, на которую нанесены все братские могилы в районе Колодезского леса. Возможно, перед июльским наступлением 1943 года отделом учета личного состава 11-й гвА (бывшей 16-й А) была проведена их инвентаризация. Нам бы очень пригодилась такая карта (в основном смотрели дела 1942 года, вот и пропустили ее), когда я в ЦАМО попаду.... :(
Приезжал калужский поисковик, работающий на фольксбунд, рассказывал как они поднимают немецкие кладбища (перезахоронение производиться на кладбище в Духовщине). Норма за день 5 человек, расстилается тент, вся земля на тент, поднимаются останки, фотографируются, фиксируются, сообщают данные медальонов, в специальные пакеты, затем зарывают могилу и проводят рекультивацию. Им так же оплачивают проезд и проживание. Сказал, что большинство из немецких кладбищ в Ульяновском районе Калужской области они подняли и отправили на перезахоронение. Рассказывал интересный момент: поднимают гансов в Калужской области - передают данные медальонов по телефону - им отвечают такой похоронен под Питером, другой в Карелии, еще с десяток нигде не значится. Интересуются - Вы где копаете. И у немцев накладки были.
20 июня положили бойцов во времянку и поехали обратно домой - 03,00 21 июня были в Саранске.
Позднее постараюсь выложить фото. Вахтой доволен, поднял бойца (жаль безвестного), но есть грустное понимание того, что мы постепенно "вычищаем" Колодезский лес, все меньше в нем остается бойцов. Но троих бойцов лес нам все-таки "отдал".
Русский лес,
Старик седовласый
Что же в печали,
Безмолвно стоишь.
Что же унылой,
Порою осенней.
Птиц караваном, истошно кричишь.
Я слышу, в том крике,
Прощальную песню,
За тех, кто остался, в чащобах твоих.
За тех, кто остался, с тобою навеки,
И скорбную тайну, ты свято хранишь.
Дописываю пост уже 22 июня - в день Памяти и Скорби, завтра на работу.
Помянем всех погибших молчанием....
P.S. В мае 2014 года был на Вахте Памяти в Ростовской области, Шолоховский район, южнее станицы Вешенская - работали в районе х. Ягодный - это где Григорий Мелехов у помещика работал. Там же находился от отряд из ХМАО, астраханский "Лотос" и цимлянские поисковики. Вахта прошла для нас с нулевым результатом - хотя стояли на разбомбленной переправе (нашли все Вахтой железа на три-четыре полуторки и нашим отрядом горсть останков). Всего Вахтой было поднято 10 - 3 подняли местные поисковики у кого-то с огорода, еще 7 бойцов с 2 читаемыми медальонами нашли поисковики ХМАО так же по наводке местных жителей. В последнем случае ездили в соседний Боковский район, километров за 60-80. Зато пообщался с поисковиками из разных регионов, с кем-то подружились, поработал глубинником на поле - наковыряли снарядов к итальянской или румынской ПТО, две румынских каски, три советских каски и всякой жбони.