mordig81 (mordig81) wrote,
mordig81
mordig81

Category:

Первый бой ЛАГГ-5 (Ла-5). 16 августа 1942 года.

В ходе работы над книгой появляются интересные моменты - один в неожиданной для меня сфере - авиации.
Утром 16 августа 1942 года состоялся интересный воздушный бой севернее и северо-восточнее Дретово (20 км юго-западнее Козельска). С немецкой стороны участвовала 4-я эскадрильи JG 54 на только появившихся на Восточном фронте истребители Bf-109 G-2 (до этого его получили как минимум еще две эскадрильи на Восточном фронте - I./JG 54 и III./JG 52). По немецким данным в период с 08,38 по 08,50 было сбито 5 советских самолетов,  при этом один самолет опознан как ЛАГГ, а еще четыре как Curtiss P-40. Последние, по моему предположению, являлись новыми для немецких истребителей ЛАГГ-5 или как позднее он стал называться ЛА-5.
Подтверждение этого боя (но не количества сбитых самолетов), является допрос летчика 49-го иап старшего сержанта Б.В. Карагодина в отделе 1ц 9-й тд. Ему немного не повезло – он был взят в плен в районе Восты (Ульяновский район Калужской области), по сути в районе переднего края немецкой 9-й тд и советской 11-й гвсд. Летчик скрыл свой авиаполк, назвав вместо него 425-й иап, а также и тот факт, что вел бой на проходившем фронтовые испытания истребителе ЛАГГ-5 (ЛА-5). Он сообщил, что его авиаполк получил новые истребители ЛАГГ-3 в районе г. Горький, затем 10 августа 1942 года перелетели на аэродром у г. Тула в составе 20 машин. В своем первом бою старший сержант Б.В. Карагодин был сбит двумя немецкими истребителями и попал в плен (освобожден из плена в 1945 г.). Больше из летчиков в этом бою из состава 49-го иап не погиб или пропал без вести. А вот потери самолетов с выпрыгнувшим летчиком могли быть.
По советским документам удача сопутствовала так же и нашим воинам - победу над Ju-87 одержал младший лейтенант П.В. Зескин из 49-го иап 234-й иад на самолете ЛА-5 в 08,40 16 августа 1942 года. Немецкий самолет был сбит севернее Дретонь (по-видимому, Дретово – авт.). Немецкие источники эту потерю не подтверждают.
По-видимому, первый бой самолета ЛАГГ-5 (Ла-5) оказался неудачным, был потерян как минимум один самолет и в плен попал его пилот, который сделал все возможное, о том чтобы немецкие части и командование не узнало об новом самолете. С другой стороны 4-я осбр, оборонявшаяся восточнее Восты сообщала за 16 августа 1942 года о сбитом немецком самолете Ме-109 (Bf-109). В документах генералквартирмейстерства Люфтваффе об этом тишина.
Интересно, когда немецкие летчики поняли что воюют с новой машиной, ведь первый целый самолет ЛА-5 попал к ним в руки летом 1943 года, то есть почти через год появления его на фронте. Ну и так же когда была первая подтвержденная победа на новом самолете - возможно ее одержали летчики 240-го иап под Сталинградом, в может и летчики 49-го иап в районе Сухиничи - Ульяново - Козельск. Точными данными я не обладаю.

Маленький эпизод воздушных боев Великой войны...

P.S.
16.08.42 Ofw. Max Stotz            4./JG 54 LaGG  W. Grolovskoye (предположительно Фроловское - авт.): 900 m. 07.38
16.08.42 Ofw. Max Stotz            4./JG 54 Curtiss P-40 55 874: at 900 m. 07.41
16.08.42 Fw. Heinrich Wefers    4./JG 54 Curtiss P-40  54 214: at 1.000 m. 07.45
16.08.42 Ofw. Paul Finkler         4./JG 54 Curtiss P-40 54 251: at 1.100 m. 07.45
16.08.42 Fw. Heinrich Wefers    4./JG 54 Curtiss P-40 54 242: at 1.000 m. 07.50


P.P.S.
Нарыл сейчас в инете:
В действительности это были первые советские Ла-5 (ЛаГ-5), проходившие войсковые испытания в 49-м краснознаменном ИАП 234-й авиадивизии 1-й воздушной армии. С 14 по 24 августа 19 ЛаГ-5 совершили 180 боевых вылетов, налетав 130 часов. В 27 воздушных боях летчики полка сбили 16 самолетов противника. В полку за это время было сбито пять ЛаГ-5, два не вернулись с боевого задания (самолеты 37310104 и 37210208), четыре потерпели аварию, будучи подбиты в воздушных боях, один потерпел аварию из-за разрушения втулки главного шатуна двигателя и один из летчиков 22 августа 1942 года таранил немецкий Ju-88, разбив при этом и свой самолет.

Тут ошибка про Сталинград, но интересен момент с тараном.
 За 22 августа 1942 года немецких потерь нет, но есть за 23 и 24 августа:
1. Ju-88A-4 4./KG 1 Wnr. 3761, Брянск (г. Брянск, Брянская обл.), Отказ двигателя, Посадка на фюзеляж, 30 %,
2. Ju-88A-4 8./KG 1 Wnr. 6729, аэ. Сещинская (Брянская обл.), Огонь ЗА, посадка на фюзеляж, 60 %
Tags: Авиация, Долгострой, НАРА/Бундесархив, ЦАМО/память народа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments