?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Первый бой ЛАГГ-5 (Ла-5). 16 августа 1942 года. - Записки провинциального историка
mordig81
mordig81
Первый бой ЛАГГ-5 (Ла-5). 16 августа 1942 года.
В ходе работы над книгой появляются интересные моменты - один в неожиданной для меня сфере - авиации.
Утром 16 августа 1942 года состоялся интересный воздушный бой севернее и северо-восточнее Дретово (20 км юго-западнее Козельска). С немецкой стороны участвовала 4-я эскадрильи JG 54 на только появившихся на Восточном фронте истребители Bf-109 G-2 (до этого его получили как минимум еще две эскадрильи на Восточном фронте - I./JG 54 и III./JG 52). По немецким данным в период с 08,38 по 08,50 было сбито 5 советских самолетов,  при этом один самолет опознан как ЛАГГ, а еще четыре как Curtiss P-40. Последние, по моему предположению, являлись новыми для немецких истребителей ЛАГГ-5 или как позднее он стал называться ЛА-5.
Подтверждение этого боя (но не количества сбитых самолетов), является допрос летчика 49-го иап старшего сержанта Б.В. Карагодина в отделе 1ц 9-й тд. Ему немного не повезло – он был взят в плен в районе Восты (Ульяновский район Калужской области), по сути в районе переднего края немецкой 9-й тд и советской 11-й гвсд. Летчик скрыл свой авиаполк, назвав вместо него 425-й иап, а также и тот факт, что вел бой на проходившем фронтовые испытания истребителе ЛАГГ-5 (ЛА-5). Он сообщил, что его авиаполк получил новые истребители ЛАГГ-3 в районе г. Горький, затем 10 августа 1942 года перелетели на аэродром у г. Тула в составе 20 машин. В своем первом бою старший сержант Б.В. Карагодин был сбит двумя немецкими истребителями и попал в плен (освобожден из плена в 1945 г.). Больше из летчиков в этом бою из состава 49-го иап не погиб или пропал без вести. А вот потери самолетов с выпрыгнувшим летчиком могли быть.
По советским документам удача сопутствовала так же и нашим воинам - победу над Ju-87 одержал младший лейтенант П.В. Зескин из 49-го иап 234-й иад на самолете ЛА-5 в 08,40 16 августа 1942 года. Немецкий самолет был сбит севернее Дретонь (по-видимому, Дретово – авт.). Немецкие источники эту потерю не подтверждают.
По-видимому, первый бой самолета ЛАГГ-5 (Ла-5) оказался неудачным, был потерян как минимум один самолет и в плен попал его пилот, который сделал все возможное, о том чтобы немецкие части и командование не узнало об новом самолете. С другой стороны 4-я осбр, оборонявшаяся восточнее Восты сообщала за 16 августа 1942 года о сбитом немецком самолете Ме-109 (Bf-109). В документах генералквартирмейстерства Люфтваффе об этом тишина.
Интересно, когда немецкие летчики поняли что воюют с новой машиной, ведь первый целый самолет ЛА-5 попал к ним в руки летом 1943 года, то есть почти через год появления его на фронте. Ну и так же когда была первая подтвержденная победа на новом самолете - возможно ее одержали летчики 240-го иап под Сталинградом, в может и летчики 49-го иап в районе Сухиничи - Ульяново - Козельск. Точными данными я не обладаю.

Маленький эпизод воздушных боев Великой войны...

P.S.
16.08.42 Ofw. Max Stotz            4./JG 54 LaGG  W. Grolovskoye (предположительно Фроловское - авт.): 900 m. 07.38
16.08.42 Ofw. Max Stotz            4./JG 54 Curtiss P-40 55 874: at 900 m. 07.41
16.08.42 Fw. Heinrich Wefers    4./JG 54 Curtiss P-40  54 214: at 1.000 m. 07.45
16.08.42 Ofw. Paul Finkler         4./JG 54 Curtiss P-40 54 251: at 1.100 m. 07.45
16.08.42 Fw. Heinrich Wefers    4./JG 54 Curtiss P-40 54 242: at 1.000 m. 07.50


P.P.S.
Нарыл сейчас в инете:
В действительности это были первые советские Ла-5 (ЛаГ-5), проходившие войсковые испытания в 49-м краснознаменном ИАП 234-й авиадивизии 1-й воздушной армии. С 14 по 24 августа 19 ЛаГ-5 совершили 180 боевых вылетов, налетав 130 часов. В 27 воздушных боях летчики полка сбили 16 самолетов противника. В полку за это время было сбито пять ЛаГ-5, два не вернулись с боевого задания (самолеты 37310104 и 37210208), четыре потерпели аварию, будучи подбиты в воздушных боях, один потерпел аварию из-за разрушения втулки главного шатуна двигателя и один из летчиков 22 августа 1942 года таранил немецкий Ju-88, разбив при этом и свой самолет.

Тут ошибка про Сталинград, но интересен момент с тараном.
 За 22 августа 1942 года немецких потерь нет, но есть за 23 и 24 августа:
1. Ju-88A-4 4./KG 1 Wnr. 3761, Брянск (г. Брянск, Брянская обл.), Отказ двигателя, Посадка на фюзеляж, 30 %,
2. Ju-88A-4 8./KG 1 Wnr. 6729, аэ. Сещинская (Брянская обл.), Огонь ЗА, посадка на фюзеляж, 60 %

Tags: , , ,

23 comments or Leave a comment
Comments
afirsov From: afirsov Date: June 1st, 2014 05:22 pm (UTC) (Link)
Под данным генерал-квартирмейстера есть одна тонкость - в них указана не дата гибели/повреждения самолета, а дата поступление рапорта о потери. В среднем разница между двумя датами - неделя (Ларинцев где-то писал, что встречал случай - до года).
mordig81 From: mordig81 Date: June 1st, 2014 05:27 pm (UTC) (Link)
Нет там указана дата гибели/повреждения, а дата поступления рапорта - это другое. То есть за 16 августа 1942 сообщается, что был потерян самолет 11 августа в таком-то районе. Но вот этот лаг (11-16 августа, 5 дней) иногда может возрастать - как раз две недели и более. К тому же в течение нескольких месяцев и даже года после этого могут быть уточнения и исправления (то есть вместо 11-й эскадрильи 2-я группа, процент повреждения может как уменьшаться так и увеличиваться, судьба экипажа и т.д.).
afirsov From: afirsov Date: June 1st, 2014 05:42 pm (UTC) (Link)
В том-то и дело, что в документах собственно даты потери нет - есть даты составления рапорта и его поступления. Завтра, если будет время найду англоязычную книжку мужика, занимавшегося статистикой по потерям люфтов, дам цитату и ссылку.
mordig81 From: mordig81 Date: June 1st, 2014 05:48 pm (UTC) (Link)
Все может быть - может я ошибаюсь.
То есть судя по книге дата указанная в строчке эта дата составления отчета?

http://i055.radikal.ru/1406/60/7046d962ee40.jpg

А так логично получается, что 2 сентября 1942 года сообщают о потери 29 августа ФВ-189.

Edited at 2014-06-01 05:49 pm (UTC)
afirsov From: afirsov Date: June 1st, 2014 06:00 pm (UTC) (Link)
Гляну в книгу, дам точную цитату, но то, что данные у генерал-квартирмейстера как раз разнятся с данными объективного контроля (противоположной стороны) и раньше бросалось в глаза.
afirsov From: afirsov Date: June 3rd, 2014 09:01 pm (UTC) (Link)
Таки мой просчет. Неправильно понял запись.

Подтверждаю: генерал-квартеймейстер данные получал правильные, просто косячил он сам - сводки в генштаб он отправлял с учетом не даты потери, а даты поступления рапорта. Соответственно известные "десятидневки" и "месячные" потерь люфтваффе "плывут в право" в среднем на 4-30 дней.

По книге Williamson Murray - STRATEGY FOR DEFEAT, THE LUFTWAFFE 1933 - 1945. Сноска к таблице XXV...
mordig81 From: mordig81 Date: June 4th, 2014 02:23 am (UTC) (Link)
Бывает - все мы допускаем ошибки.
afirsov From: afirsov Date: June 4th, 2014 06:07 pm (UTC) (Link)
Кстати, у этой ссылки интересное дополнение: данные генерал-квартеймейстера использовались в качестве основания заявок для восполнения потерянной техники. То есть "поврежденные" самолеты в этом списке либо были списаны, либо отправлены в капремонт (авиачасть их потеряла). То, что можно было отремонтировать на фронте, так понимаю, в эти списки не попадало.
stalingradjager From: stalingradjager Date: June 4th, 2014 07:39 pm (UTC) (Link)
В эти списки попадало все, что было повреждено на 10 и более процентов.
Самолеты, выбывавшие из части с повреждениями 10-40% снабжались специальной маркировкой "Er" в документе.
owl_99 From: owl_99 Date: June 1st, 2014 06:32 pm (UTC) (Link)
Интересно, когда немецкие летчики поняли что воюют с новой машиной

Довольно скоро: первый "La-5" зафиксирован сбитым 03.09.42 Fw. Wilhelm Crinius, 3./JG 53 - тут речь идет, несомненно, о Ла-5 одного из полков 287 иад под Сталинградом.
mordig81 From: mordig81 Date: June 1st, 2014 07:07 pm (UTC) (Link)
Так ЛАГГ-5 в ЛА-5 кажется 8 сентября 1942 года переименовали. Немцы обладали даром предвидения? Или просто сокращение, попавшее в точку?
owl_99 From: owl_99 Date: June 1st, 2014 07:14 pm (UTC) (Link)
Сие мне неведомо, но первое упоминание "Ла-5" в списках побед ягеров Люфтваффе встречается именно 3 сентября и далее они встречаются уже довольно часто и регулярно, причем именно La-5, а LaG-5 не проскакивает ни разу (по крайней мере, в 1942 году).

И, к слову, названия "ЛАГГ-5" не было, было ЛАГ-5.

Edited at 2014-06-01 07:14 pm (UTC)
mordig81 From: mordig81 Date: June 1st, 2014 07:15 pm (UTC) (Link)
Спасибо за замечание.

А что думаете по ветке комментариев выше?
owl_99 From: owl_99 Date: June 1st, 2014 07:20 pm (UTC) (Link)
Я по потерям люфтов не спец, но думаю что в данных ГК указывается именно дата реальной потери самолета, иначе все эти списки просто теряют смысл. Хотя отдельные перекосы, перегибы и ляпы, конечно, имеют место быть, как и в любой обширной документации.
mordig81 From: mordig81 Date: June 1st, 2014 08:14 pm (UTC) (Link)
Новый истребитель получил на­звание Ла-5, однако первые ЛаГГи с М-82 согласно документам назывались ЛаГГ-5 (что вполне логично продолжа­ет линию ЛаГГ-1, ЛаГГ-3), в литературе же часто называются ЛаГ-5. Возможно, это название восходит к каким-то доку­ментам военного времени, но вероятнее всего - пришло с Запада, где все Ла-5 с фюзеляжем от ЛаГГ (с гаргротом, без каплевидного фонаря) уверенно обозна­чаются ЛаГ-5. Согласно приказу НКАП № 683 от 8 сентября 1942 г. истребитель ЛаГГ-5 переименован в Ла-5.

http://wunderwafe.ru/Magazine/AirWar/69/02.htm
owl_99 From: owl_99 Date: June 2nd, 2014 07:12 am (UTC) (Link)
А я где-то встречал информацию, что ЛаГ получилось от того, что один из "Г" - Горбунов или Гудков (точно не помню, вероятно это был Гудков, в то же время разработавший собственный самолет Гу-82)) уже не принимал участия в разработке новой модификации. А насчет "пришло с Запада" - явный притяг за уши, ИМХО. По крайней мере у немцев времен войны, как я указал выше, накаких "ЛаГов" не встречается... Ну, в общем, это мелочи уже.

Edited at 2014-06-02 07:14 am (UTC)
riista_alue From: riista_alue Date: June 1st, 2014 08:20 pm (UTC) (Link)
Спасибо большое, давно увлекаюсь историей этого самолета. Как небольшое дополнение( вы может даже это знаете)- одним из отцов ла-5 называют гу 82, хотя история крайне мутная
mordig81 From: mordig81 Date: June 2nd, 2014 03:41 am (UTC) (Link)
Да читал, что Гу-82 был даже лучше первых Ла-5, но из-за интриг не прошел.
stalingradjager From: stalingradjager Date: June 2nd, 2014 06:59 pm (UTC) (Link)
В этом бою было сбито 2 Ла-5 и еще один подбит. Зескин выпрыгнул с парашютом. Подбитый совершил вынужденную посадку в р-не Сабуровщина. Кстати, это был тот же самолет на котором 23 августа (не 22 августа) был совершен таран или столкновение с Ю-88.
mordig81 From: mordig81 Date: June 2nd, 2014 07:13 pm (UTC) (Link)
Спасибо большее.
Далеко подбитый улетел - почти 60 км от места боя, если привязывать к Дретово. А Сабуровщино может был аэродром?
stalingradjager From: stalingradjager Date: June 2nd, 2014 07:27 pm (UTC) (Link)
Возможно. Самолет был, судя по всему, незначительно поврежден, так как уже 23 августа смог вылететь на боевое задание.

По поводу ГК, указывали дату потери, а не дату доклада о потере. (Дата поступления доклада указана в верхней правой части листа)
grossgrisly From: grossgrisly Date: March 30th, 2018 11:57 am (UTC) (Link)
хм отказ двигателя это не таран! Он же с задней полусферы заходил,я когда то выкладывал фото повреждения самоля после тарана.
По-моему это был Yu/Do.. "таран" -- это столкновение с препятсвием

Упс..пардон выше уже ответили!
ну вот так прим
Bilder hochladen

Edited at 2018-03-30 01:07 pm (UTC)
mordig81 From: mordig81 Date: March 30th, 2018 02:07 pm (UTC) (Link)
https://forum.ww2.ru/index.php?showtopic=4599552&hl=

Возможно найденные детали как раз принадлежат таранившему немецкий бомбер Ла-5. Я так понимаю что таран мог и не привести к сбитому немецкому самолету - смотря куда ударили и каковы последствия - как на вашем фото.
23 comments or Leave a comment