Итак у Игоря Юрьевича вышла первая часть его книги, при этом вторая была выпущена издательством "Вече" в 2011 году как "Тайна гибели генерала Лизюкова". Выпущена книга в Воронеже, в Центрально-Черноземном книжном издательстве тиражом всего... 300 экземпляров. Связано это с тем, что Игорь Юрьевич хотел увидеть книгу так как ему хочется, а я так понял издательства предлагали ему "урезать осетра". Ну главное что вышло.
Из хорошего - все что в тайнах гибели занимало лишь 170 страниц - меньше половины книги (или даже трети) теперь занимают весь объем книги (416 страниц). В этой книге идет разбор передислокации, принятия решения о вводе в бой, еще раз о передислокации, боевых действиях 5-й ТА с 3 по 18 июля 1942 года. Уровень детализации с советской стороны - бригадный и даже батальонный, с немецкий стороны - дивизионный. Написано достаточно хорошим языком, но при описании боевых действий использован метод отдельного и последовательного описания, то есть сначала глава по боевым действиям на основе советских данных (ЦАМО), затем по немецким (NARA). Я как то в последнее время привык к единому синтезу и описанию боевых действий на источниках обеих сторон, здесь же иногда приходилось возвращаться в предыдущие главы, что сравнить советское и немецкое описание боя. Хорошо описаны действия тыла, которые сейчас мало кто разбирает в своих трудах.
Для меня было книга оказалось открытием именно в сравнении ввода в бой и самого боя 5-й ТА (к 6 июль 1942) и 3-й ТА (к 22 августа 1942). Оказалось, что Лизюков предлагал использовать 3-ю ТА, так как она находилась в процессе передислокации и могла при одинаковых условиях обеих танковых армий введена в бой быстрее и с меньшими проблемами. Даже посылал телеграмму об этом 3 июля 1942 генерал-полковнику Василевскому, через голову командующего БрянФ. Но выбрали 5-ю ТА и точка.
На фоне ввода в бой 5-й ТА и 3-й ТА видны те исправления. которые были допущены в первом использовании танковой армии. Во-первых, вторую в августе 1942 года усилили стрелковыми частями, учтя опыт Лизюкова, имеющего в составе армии только 340-ю сд. Во время боев 5-ю ТА усилили 193-й сд (ей не повезло попасть под контрудар 9-й и 11-й тд) и стрелковой бригадой (уже под конец). При этом в первых боях понесли большие потери мсбр 2-го и 11-го тк армии, в результате сначала мотострелки воевали без танков, а затем танки без мотострелков. При этом армия была усилена 7-м тк Ротмистрова, но как показало время лучше это была бы стрелковая дивизия с танковой бригадой. В случае с 3-й ТА в августе 1942 в ее составе было три дивизии: 154, 264-я сд и 1-я гвмсд.
Во-вторых, артиллерия - в 5-й ТА был лишь один лап/иптап с 76-мм пушками и да в 340-й сд были 122-мм гаубицы, но она прикрывала правый фланг. Да и был один полк РС. В 3-й ТА уже три полка артиллерии РГК, и танковую армию поддерживали, кроме 45-мм и 76- мм орудий, 50 122-мм гаубиц и 12 152-мм пушек.
В-третьих, авиация - 5-й ТА пообещали поддержку 300 самолетами, но из-за изменившейся ситуации над армией советская авиация появлялась очень редко, что привело к большим потерям от немецкой авиации. Да, к тому советские штурмовики и бомбардировщики, которые могли в какой-то мере заменить поддержку артиллерии, стала появляться небольшими группами под конец операции 5-й ТА. Для прикрытия 3-й ТА было выделено как минимум три истребительных авиационных дивизии, две штурмовых и три бомбардировочных (одна ночных бомбардировщиков) авиационных дивизий. И снова наземные части жаловались на красных соколов и снова немецкая авиация мощными бомбовыми ударами стопорила советские танковые корпуса и стрелковые дивизии.
В-четвертых, в 5-й ТА было мало саперных частей, в 3-й ТА - два понтонно-мостовых батальона и батальон инженерного заграждения.
Ну и в конце без пункта - обнаружение и разведданные: 5-я ТА не знала где находиться противник, последний, благодаря разведывательным самолетам обнаружил выдвижение советских танков и немецкое командование выдвинуло 9-ю, а затем и 11-ю тд. 3-я ТА прибыла уже на относительно стабильный участок фронта, сменила обороняющиеся впереди части и провела разведку боем. Немецкое командование знало о подходе советских резервов, но не предполагало наличие здесь советской танковой армии, к тому они считали что оборона 56-й и 26-й пд сможет выдержать удар советских резервов. В результате пришлось срочно усиливать пехотные дивизии различными частями (пехотными и танковыми), а затем и полностью вывести 26-ю пд из-за больших потерь.
Ну и как параллель - обвинения в неудачи армии - в 5-й ТА - были отстранены командир 11-го тк Попов и командир 12 мсбр Калашников, расстрелян НШ корпуса Хлебалов. В 3-й ТА - вина за неудачу армии была повешена на командира 12-го тк Богданова. И.Ю. Сдвижков так же показывает как отличались реальные и книжные боевые действия командира 7 ТК Ротмистрова и 3-й гвтбр Вовченко. Много дает для понимания обстановки "взаимодействие" между Вовченко и Калихович, командиром 19-й тбр.
Что понравилось кроме вышеуказанного - карты, они стали намного лучше чем в первой книге.
Из того, что не понравилось - "прыгание" текста (чередование мелкого и крупных шрифтов). Последнее И.Ю. Сдвижков объяснил тем, что написанное мелким шрифтом это для исследователей и дотошных читателей. С этим я не согласен - пришлось читать все, а глаза "изумлялись". К тому же книга будет интересна специалистам, а они знают, что "дьявол в мелочах", не спецов читающих такие книги на порядки меньше.
Книга настоятельно рекомендуется к прочтению, приобретать у автора.
UPD: Жаль, что И.Ю. Сдвижков вторую книгу обрывает на дате гибели Лизюкова, хотелось бы почитать, что дальше там произошло, особенно с 9-й тд. В потерях с 15 июля по 30 ноября 1942 года выделяется 25 июля 1942 года (ранен командир дивизии Босслер, убито 58, ранено 192, пропало без вести 77), в августе например самый "урожайный день" 18 числа - 47 убитыми, 170 раненными и 15 пропавшими без вести, а в ноябре - 29 числа - 40 убитыми, 191 раненными и 44 пропавшими без вести.