mordig81 (mordig81) wrote,
mordig81
mordig81

Categories:

Немецкая авиация в Козельско-Сухиничском сражении: предварительные итоги

Получил на руки от "добрых людей" сводки службы генерал-квартирмейстера Люфтваффе (ГКЛ) по потерям август-октябрь 1942 года - удивило что некоторые потери упоминаются намного позднее своей даты - например, запись о потере одного Ю-52 пропавшего во время полета в Демянский котел в феврале 1942 идет в ГКЛ за октябрь 1942. Понятно что ГКЛ не дают 100% данных о потерях Люфтваффе, но являются одним (если не единственным) из полных источников о потерях Люфтваффе.

К 11 августа 1942 года большая часть частей 1-й Воздушной армии (ВА) Западного фронта (ЗапФ) находились на правом крыле фронта, поддерживали наступление советских войск в 1-й Ржевско-Сычевской операции. На левым крыле фронта (район Ульяново - Козельск) оставалась лишь 214-й шад (40 штурмовиков Ил-2 по данным отчета 1-й ВА) и два смешанных авиаполка 16-й и 61-й А.
11 августа немцы перешли в наступление, а 12.8.42 на аэродромы левого крыла Западного фронта перебазировалась 234-я иад (14.8.42 - 40 истребителей), 18.8.42 - 203-я иад и 20.8.42 прибыла 201-я иад.
Таким образом, в первые два дня (истребители 234-й иад активно начали действовать с 13-14 августа) истребительного прикрытия (кроме ЛАГГ-ов смешанных авиаполков армиий) над обороняющимся 61-й и 61-й А не было.
По данным 1-й ВА против левого крыла ЗапФ немцы сосредоточили до 200-250 бомбардировщиков и до 100 истребителей (всего перед Западным фронтом сосредоточено 400-500 бомбардировщиков и 200-250 истребителей - Люфткомандо Ост).

Теперь взглянем на ту часть Люфткомандо Ост, которая была подготовлена противником для поддержки операции "Wirbelwind". Отмечу один момент - аэродромную сеть Люфткомандо Ост можно поделить на две части - с северной (аэ. Смоленск, Шаталово (Шаталовка), Дугино, Вязьма-Градина) удобнее "работать" в районе Ржева, с южной (аэ. Орел, Сещинская (Сеща), Брянск) - в районе Ульяново - Сухиничи - Козельск. Конечно бомбардировщик  с аэ. Смоленска может вылететь в район Ульяново, произвести бомбардировку и вернуться назад, но он будет меньше времени находится над целью и возьмет меньшую бомбовую нагрузку чем аналогичный бомбардировщик, влетевший с аэ. Сещинская. Поэтому основное внимание к южной группе аэродромов.
По данным дневника KTB/OKW 13 августа 1942 года наступление 2-й ТА ГА "Центр" поддерживали: 4,3 групп истребителей, 8 групп бомбардировщиков и 2 группы пикирующих бомбардировщиков. Однако исследование заявок побед Люфтваффе и сводок ГКЛ дает немного другую картину (количество самолетов по данным сайта ww2.dk на начало августа):

Истребители :
II./JG 51 - 36 Bf-109F2. Потеряно за август 1942 года 13 самолетов по боевым причинам и 9 по техническим.
Базирование: аэ. Орел, аэ. Дугино как передовой аэродром
15.(span.)/JG 51 - 11 Bf-109F2. Потеряно за август 1942 года 1 самолет по боевым причинам.
Базирование: аэ. Орел
--------
I./JG 52 - 40 Bf-109G2. Потеряно за август 1942 года 9 самолетов по боевым причинам и 2 по техническим.
Базирование: аэ. Орел с 15.8.42 по 24.8.42, затем Дедюрьево/Ржевское направление
--------
II./JG 54 (4,5,6 - по данным заявок побед и ГКЛ) - 1 Bf-109F4 и 37 Bf-109G2. Потеряно за август 1942 года 4 самолета по боевым причинам и 17 по техническим.
Базирование: аэ. Орел-Западный.
По Прину 5./JG 54 прибыла 12.08.1942 на аэ. Орел -Западный
По данным гешихта часть JG 54 была направлена на Центральное направление (Mittelabschnitt).
-----
Итого - 3,3 группы (около 125 истребителей).

Бомбардировщики:
II./KG 1 - 26 Ju-88A4 и 4 Ju-88C6. Потеряно за август 1942 года 8 самолетов по боевым причинам и 4 по техническим.
Базирование: аэ. Брянск
-----
I./KG 4 - 24 He-111H6 и 1 He-111H5. Потеряно за август 1942 года 10 самолетов по боевым причинам и 2 по техническим.
II./KG 4 - 23 He-111H6. Потеряно за август 1942 года 1 самолет по боевым причинам.
Базирование: аэ. Сещинская
-----
I./KG 53 - 30 He-111H6. Потеряно за август 1942 года 10 самолетов по боевым причинам.
II./KG 53 - 33 He-111H6. Потеряно за август 1942 года 12 самолетов по боевым причинам.
15.(kroat.)/KG 53 - 12 Do-17Z. Потеряно за август 1942 года 3 самолета по боевым причинам.
Базирование: аэ. Сещинская

Итого - 5,3 группы (около 153 бомбардировщиков).
Примечание: См. у истребителей.

Пикирующие бомбардировщики:
III./StG 1 - 23 Ju-87D1 и 10 Ju-87D3. Потеряно за август 1942 года 2 самолета по боевым причинам и 3 по техническим.
Базирование: аэ. Орел.
III./StG 2 - 11 Ju-87D3. В течение месяца прибудт на пополнение 4 Ju-87D1 и 15 Ju-87D3. Потерь в августе 1942 нет.
Базирование: аэ. Вязьма-Градина
Итого - 2 группы (около 44 пикирующих бомбардировщиков)
Вероятно с 22.8.1942 III./StG 1 придается Staffel Falke (14 Ju-87D) из II./StG 1. Потеряно по боевым причинам 7 самолетов, все до 11.8.1942 в районе Ржева.

Штурмовики:
5./ShG 1 - 12 Hs-129. Потеряно за август 1942 года 4 самолета по боевым причинам.
Базирование: аэ. Орел. Скорее всего первоначально была подчинена 9 А (есть запись в KTB за 13.08.1942)
------
Итого: 198 бомбардировщиков, пикирующих бомбардировщиков и  штурмовиков.

Разведчики:
4.(F)/AG. 11 - 2 Ju 88D-1 и 2 Ju 88D-5. Потерь за август 1942 года нет, но по ГКЛ 2 самолета.
Базирование: аэ. Орел-Западный

1.(H)/AG. 12 - 6 Fw-189-А1, 2 Fw-189-A2 и 1 Fw-189-A3.
Потерь за август 1942 года нет.
Базирование: аэ. Орел ??

2.(H)/AG. 13 - 4 Fw-189-А1 и 1 Fw-189-A2. Потеряно за август 1942 года 3 самолета (2 по Ларинцеву) по боевым причинам.
Базирование: аэ. Брянск, Дубна, Ульяново

6.(H)/AG. 32 - 10 Hs 126B-1. Потеряно за август 1942 года 1 самолет по боевым причинам.
Базирование: аэ. Орел

Итого: 24 ближних и 4 дальних разведчика.

Как мы видим цифры близки к данным 1 ВА, но отмечу что они и сильно "плавающие". Количество советских самолетов постоянно изменялось - более менее точные данные известны к 22 августа 1942:  80 дневных и 100 ночных бомбардировщиков; 100 штурмовиков, 110 истребителей.  Всего: 390 самолетов. Таким образом, можно сказать что к 22 августа 1942 соотношение сил в воздухе выравнялось.
Обратимся к статистике:
По данным ГКЛ и гешихтам с 11 по 21.8.42:
Безвозвратно потеряно (то есть от 60 % повреждений и выше):
3 Ju-87 (1 Аварийная посадка, 2 Огонь зенитной артиллерии)
2 Bf-109 (1 Вынужденная посадка, 1 Атака истребителя)
2 Ju-88 (1 Ружейно-пулеметный огонь, 1 Атака истребителя)
1 He-111 (1 Огонь Зенитной артиллерии)
Возможно Hs-129 (1 Огонь противника)
Всего: 9 самолетов безвозвратно потеряно и 12 повреждено (от 59 % повреждений и меньше)
При бомбардировке аэродромов: безвозвратно потеряно 5 He-111 и 1 Ju-88 (последний из 4.(F)/11), повреждено 10 самолетов.
Потери самолетов 1 ВА: 5 разведчиков, 1 ночной бомбардировщик, 19 штурмовиков, 20 истребителей.  Всего 45 самолетов. Уничтожен 31 самолет противника. Почти рядом - противник потерял безвозвратно 15 самолетов и повреждено 22 самолета  - 37. Но это потери не только от советской авиации, сюда входят потери от зенитной артиллерии и огня с земли. Можно говорить о 5 (с большой натяжкой) уничтоженных самолетов в воздухе и 6 - на земле частями 1 ВА.

Из интересных эпизодов воздушных боев, меткости зенитчиков и мужества пехоты:
14.8.42
Bf-109F-2 6./JG 51, восточнее Дебри, воздушный бой, повреждения 100%.
Погиб Fw. Richard Quante, 44-49 побед (по разным источникам). Не дали ему добраться до аса пара летчиков из 523 иап - Харченко С.И. (погиб 23.02.1943) и Еличев А.Ф. (тяжело ранен 19.8.43, потерял руку, был переведен в штаб).
18.8.42
Ju-87
Из политдонесения 11 гвсд: Группа минометчиков 40 гвсп в количестве 5 человек во главе с сержантом Савинковым, при появлении бомбардировщиков, открыли групповой огонь из винтовок. Один самолет противника был сбит. Единственный подтвержденный случай уничтожения самолета противника огнем пехоты в Козельско-Сухиничском сражении.
19.8.42
Ju-88A-4 Stab II./KG 1, около Колодезей, Атака истребителя, повреждения 100 %, из экипажа спасся штурман. Пропал без вести командир группы Major  Herbert Lorch, посмертно награжденный 5.01.1943 Рыцарским крестом. На эту победу (по справочнику М. Быкова - 2 Ю-88) претендуют в составе группы из 5 самолетов - Ляпунов Б.И. (умер от ран 4.09.1943) и Заморин А.И. из 18 гвиап.

Из налетов на аэродромы:
21.8.42
Удар по аэродрому Сеща 21.8.42. Действовало 10 ИЛ-2 под прикрытием 12 истребителей. […] По наблюдениям экипажей на аэродроме Сеша уничтожено до 35 самолетов и повреждено до 20 самолетов противника, подожжен один ангар, взорван склад с боеприпасами, уничтожено до 80 человек летно-технического состава. Наши потери - один ИЛ-2 сбит зенитной артиллерией и упал на летное поле аэродрома Сеща. Погиб Володин В.С., командир 565 шап. По данным ГКЛ на аэ. Сеща (Сещинская)  21.8.42: один He111H-6 уничтожен полностью (100 %), второй поврежден (40 %) - оба из состава I./KG53.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
С 22 августа 1942 года без паузы между оборонительной операцией 16-й и 61-й А началась Козельская наступательная операция (3-я ТА, 16-я и 61-я А). К этому времени как мы знаем 1 ВА собрала 390 самолетов на левом крыле ЗапФ для прикрытия и поддержки наступления.
Со стороны немцев действовали почти те же соединения (в заявках на победы появляются 1, 2, 3 штаффели JG 54), со стороны 1 ВА: 168 сап (16 А), (? сап 61-й А - авт.) 213 нбад, 204 и 285 бад, 214 и 224 шад, 223, 201, 203 и 234 иад.
По данным ГКЛ и гешихтам с 22.8 по 10.9.42:
Безвозвратно потеряно:
2 Fw-189 (2 Огонь зенитной артиллерии)
1 Ju-87 (1 Ошибка пилота)
5 Bf-109 (2 Атаки истребителя, 2 Боевые повреждения, 1 Огонь зенитной артиллерии)
1 Ju-88 (1 Огонь зенитной артиллерии)
3 He-111 (1 Авиабомба другого He-111, 1 Огонь зенитной артиллерии, 1 Техническая причина)
1 Hs-129 (1 Атака истребителя)
1 Do-17 (Авария на взлете)
Безвозвратно потеряно - 14, повреждено 15 самолетов.
При бомбардировке аэродромов: безвозвратно 3 He-111 и 1 Ju-88 (последний из 4.(F)/11), повреждено 5 самолетов. Итого: 18 уничтожено, 20 повреждено, всего 38 самолетов.
Теперь обратимся к отчету 1 ВА (данные лишь с 22 по 31.8.42): 12 дневных бомбардировщиков, 51 штурмовиков, 46 истребителей. Всего 109 самолетов. А до 10 сентября еще 10 дней - сколько еще самолетов 1 ВА было уничтожено мне неизвестно. Авиаторы армии заявили об уничтожении... 222 самолетов противника. Без комментариев.

Из интересных эпизодов:
23.8.42
Bf-109G-2 3./JG 52, Qu 64363, Воздушный бой, повреждения 100%
Погиб Ofw. Heinrich-Wilhelm Ahnert (57 побед). По данным из интернета Ahnert погиб от огня стрелка Пе-2 над Коптево. В одним источниках указывается что это район Ржева, но квадрат гибели доказывает что бой произошел в районе Кирейково, а если более точнее - есть восточнее Кирейково нп Коптево. Посмертно 23.8.42 был награжден Рыцарским крестом.

Общие итоги:
Задачи авиации во время 2 МВ на суше не менялись: завоевать превосходство в воздухе и обеспечить поддержку наземным войскам. Первое позволяло не только прикрыть свои войска от воздействия вражеской авиации, но и снизить потери своих бомбардировщиков по поддержке наземных войск. Прорыв первой линии обороны происходил обычно в первые часы - мощный артиллерийский + авиационный кулак, превосходство в танках и пехоте - был не форменным коньком немецкой армии. Иногда это в 1941-1942 удавалось и советским войскам. Интересное начиналось за первой линией обороны, там куда уже не доставала артиллерия, (самоходной и в вермахте в 1942 было мало) -  когда выходили на новую позиции противника. Хорошо если противника можно обойти с флангов  и разгромить, а если нет? Тогда в дело вступали немецкие Ю-87, 88 и Хе-111 - они, заменяя артиллерию, уничтожали позиции ПТО, артиллерии, позволяя связке танки + мотопехота (пехота + штурмовые орудия) прорывать вторую и третью линию обороны не только с наименьшими потерями, но и  не теряя драгоценные часы, пока резервы противника лишь выдвигаются для запечатывания прорыва.
Лето 1942 года было летом господства в воздухе немецкого Люфтваффе, которое обеспечивало необходимую защиту от советских ВВС и незаменимую поддержку наступательным и оборонительным операциям Вермахта. Операция "Wirbelwind" не была исключением, наоборот здесь Люфтваффе встретили лишь 214-й шад (40 штурмовиков) и два сап 16-й и 61-й А. Переброска истребительных дивизий не была быстрым делом - только к 22 августа соотношение сил в истребительной авиации сравнялось. Но это на первый взгляд - материально и в личном составе немецкие JG превосходили советские иад. Поэтому в отчетах можно встретить следующие фразы: "Из Берлинской специальной школы прибыла на фронт группа истребителей-асов, имеющих большой опыт и специальную подготовку. Это была группа лучших летчиков-истребителей немецкой авиации. Наши истребительные части имели значительный процент молодого, с небольшим боевым опытом, летного состава, боевые порядки были громоздки, вследствие чего полки несли излишние потери". (из отчета 1-й ВА, август 1942) Если посмотреть на цифры потерь, то кажется ничего страшного не произошло -  15 немецких самолетов (но это итог не только 1 ВА, но и зенитчиков, пехоты и просто технических проблем и ошибок немецких пилотов) уничтожено ценой 45. Но эта цифра была больше - в первые дни немецким летчикам не с кем было ввести воздушные бои, их "основной дичью" стали ИЛ-2 из 214-й шад. Советская пехота  танкисты и артиллеристы вспомнили лето 1941 года - немецкая авиация стала буквально ходить по головам. Спасали лесные массивы, затруднявшие боевые действия немецким бомбардировщикам и штурмовикам.
К 22 августа казалось ситуация выровнялось - для прикрытия наступления 3-й ТА, 16-й и 61-й А было собрано большие силы - 390 самолетов 1-й ВА (из них 110 истребители).
Из доклада командира 12 тк, генерал-майора Богданова: "С 10.30 22.8.42 начался массовый налет авиации противника по боевым порядкам пехоты и танков и темпы наступления пехоты, а затем и танков замедлился". Корпус совместно с 264-й сд освободил Озерна, Госьково и Озеренский, одной тбр пробившись к Мызин и Широковка, где наткнулся на новую линию обороны. В последующие дни корпус всеми силами бился об этот рубеж - артиллерия осталось на старых позициях (к тому же связь отсутствовала), кажется вот звездный час советских ИЛ-2 и Пе-2, но кроме того что "авиация выслала своих представителей в штакор и сами не знали как спланировать использование ЦВС, вследствие чего авиация вызывалась лишь в борьбе с истребителями и бомбардировщиками" - полное господство в воздухе было на стороне Люфтваффе. Лишь 28.8.42 ситуация стала меняться в сторону советских ВВС (можно обратить внимание, что I./JG 54 перелетела на аэ. Дедюрьево под Ржев).
Конечно штурмовики и бомбардировщики 1 ВА не сидели без дела, но по немецким документам 2-й ТА почему основной их целью стали, кроме аэродромов, дивизии 47 ТК и 35 АК. Хотя 3-я ТА, 16-я и 61-я А вели наступление против частей 41 ТК и 53 АК, где они появлялись не в пример меньше.
Таким образом немецкое Люфтваффе выполнило свою роль и в Козельской наступательной операции, буквально затормозив наступление 3-й ТА и прикрыв ее от советских штурмовиков и бомбардировщиков. Это дало необходимую передышку обороняющимся немецким войскам, и например, на свободной от лесов местности южнее Широковка и дальше на юг продвинуться более 2-3 км  (после 22 августа) частям 3-й ТА и южной группы 61-й А не удалось (но фактор авиации не был единственным). В то же время в лесном массиве севернее частям северной группы 61-й А и 3-й ТА удалось выйти к р. Вытебеть и, форсировав ее, освободить несколько населенных пунктов на западном берегу реки.
Цена Люфтаффе за это - 18 самолетов уничтожено и 20 повреждено (за период с 22.8-10.9.42, последняя потеря 4.9.42). Советская 1-я ВА потеряла с 22 по 31.8. - 109 самолетов.

Советские ВВС, как и 1-я ВА, учились воевать и подтягиваться к уровню немецкого Люфтваффе - в 1942 году, в данной операции и ситуации они проиграли. Однако они учились и  "кровавый опыт" отыгрался Вермахту и Люфтваффе в 1944 и 1945 году.

Источники: ЦАМО, NARA, сводки службы генерал-квартирмейстерства Люфтваффе, книги М. Быкова, А.Н. Заболотского, Р.И. Ларинцева (отдельное спасибо), полезный Google и Всемирная сеть Интернет.



UPD. Карта-схема из отчета 12-й зенитной дивизии за август 1942 - обозначает бомбардировки советских ВВС за полный месяц. Картину портит первые 10 дней, но все равно понятно что являлось целью советских бомбардировщиков по линии фронта (большие квадраты в тылу - это в основном бомбардировка аэродромов). Думаю станет понятно где работало на сухиничском выступе советские бомбардировщики.
Tags: wirbelwind, Авиация, Долгострой
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments