Стоит отметить, что родственников бойца удалось найти довольно оперативно - хотя у бойца были лишь одна дочь - у ней уже было 6 детей, то есть внуков бойца. При этом они очень положительно эмоционально отнеслись к известию о нахождении останков их деда - и пообещали приехать на перезахоронение.
При этом из-за уже начинающейся болезни нашего поискового командира Кручинкина Н.А. (сейчас лежит в больнице) - не удалось развернуть кампанию по освещению на ТВ - вышла статья лишь в газете. Моя попытка по письму на правительстве РМ по установке памятника на будущем захоронении была отвергнута (не можем не в своем регионе ставить -хотя в 2005 году глава РМ давал нам деньги и мы ставили в лесу восточнее Богдановы Колодези), также "отбортовали" момент с делегацией с муллой/имамом из РМ для религиозных обрядов при перезахоронении. В последнем случае через нашу поисковичку Ию из Москвы удалось договориться что будет мулла/имам из Калуги, но из-за некоторых моментов он не смог приехать.
Вначале на август 2022 года планировалось сразу две экспедиции - в одном автобусе поедут 20 поисковиков - одна группа в 10 человек была бы выброшена на Зайцевой Горе (там большая вахта Западный фронт), а вторая группа из 10 человек - в лес восточнее села Богдановы Колодези - при этом 20 августа там должно было состояться большое мероприятие по присвоению села звания воинского рубежа (туда должен был ехать главным я - мне и командировку на работе давали). Однако, у нас теперь решают кто и куда едет не поисковики, а молодежный центр РМ - наняли автобус за 180 штук, хозяин которого решил, что накладно в два места заезжать... да и вообще подростков везти гемморно - давайте без них... это просто пипец... Как мы "воевали", чтобы подростков повезли - в последний момент повезли 3, а ведь хотело много - вообще поехало всего 16 (3 на своей машине и 13 в 30 местном микроавтобусе). Выбрали конечно большую международную вахту на Зайцевой Горе, хотя удалось уговорить забросить группу из 5 человек в Дегонка - чтобы подготовиться к перезахоронению (и правильно сделали).
В итоге всего вышесказанного я же до последнего момента думал, что на перезахоронение не попаду. Однако, на мероприятие в Богдановы Колодези захотел поехать на своей машине поисковик Парчайкин Юрий Дмитриевич,с которым мы весной 2000 года начинали свою поисковую деятельность. Он тоже много раз бывал на вахтах в лесу восточнее Богдановы Колодези - он там примерно 30 человек одиночками нашел и поднял (я в том лесу 11 одиночных советских бойцов и 1 немецкого солдата нашел).
17 августа в 5.00 выехали - водителем поехал Сиднев Евгений,с ним был сын Матвей, курсант академии МВД, а также в нами поехал родственник пропавшего без вести бойца в Харинка - Халиков Равиль Каюмович. Он приходил на несколько дней ранее ко мне на работу - взял на контроль момент с муллой - взял его телефон.Ремарка - нам удалось установить данные лишь 43 человек из 80 - при этом раздаточные ведомости 1099 сп 326 сд в ЦАМО отсутствуют за все годы ВОВ.
Ехали 14 часов (выехали в 5,00) - при этом часов в 17,00 заехали на Зайцеву Гору, посмотрел на лагерь где народ вместо работы в лесу учиться альпинизму, ходит по лагерю и записывает ролики (правда праздношатающихся было мало). В нашем лагере был один дежурный -сказал что наши пока без подъемов. Посмотрели на памятник - и уехали в Дегонка.
В Дегонка - Казачеевка/Казакеевка у дяди Саши стояли Иван Алексеевич Селеверстов, с еще одним учителем Репиным и тремя ребятами-подростками + к ним еще двое местных подростков присоединились. Иван Алексеевич развернулся во всю ширь, добился чтобы дату перезахоронения не перенесли, проконтролировал рытье ямы экскаватором (зацепили угол фундамента церкви), грейдером прочистили дорогу, установил информационный щит на пластике (напечатал за свои деньги), сварил кисель и кашу на поминальный обед. Также они сходили в Быково - добили яму с водой, где весной была лошадь - сказали что там кроме лошади было пусто - и что крапива там выше человека.
С утра 18 августа приехал военный КАМАЗ из поискового батальона с Зайцевой Горы - погрузили гробы и имущество ребят - они после перезахоронения должны были уехать на Зайцеву Гору. Приехали три внука Альбикова - я им рассказал как мы искали, как поднимали, что благодаря лаборатории Солдатский медальон прочитали.
Приехали с Зайцевой Горы три автобуса с поисковиками - более 60 человек, сними приехал имам. С тем имамом/муллой, с которым договаривались не уточнил дату и он решил перезахоронение будет 22 августа. При этом Халиков звонил ему весь вечер 17 августа и с раннего 18 августа, но судьба решила по-иному - с другой стороны имам







На торжественном перезахоронении выступил глава Барятинского района, глава Бахумутовского сельского поселения, Иван Алексеевич Селеверстов, потом я - рассказал с каким трудом доставали дневник,какие палки в колеса вставляло руководство МРОКМ им Воронина (и до сих пор не сканирует газету по 326 сд с октября 1941 по апрель 1942 - типа мы поставили в план, но когда это будет сделано непонятно). Передал найденные вещи родственникам Альбикова Алиуллы Хайрулловича - трем внукам бойца, Ибрагимовым (от единственной дочери бойца Сафии). В дальнейшем религиозные обряды, выстрелы (стреляли наши ребята из гражданских версий калаша), гробы сложили и стали засыпать - в этом хорошо помогли приехавшие поисковики - не стали как много раз сам видел стоять в стороне. К сожалению, до конца захоронения не остались - Юра решил пораньше выехать. Место где нашли захоронение родственникам должен был показать уже И.А. Селеверстов.
Мы же заехали в Киров, где пообедали - встретившись заодно с Алексеем Косолаповым - он вместе с нами в 2002 - 2003 годах участвовал в поисковых экспедициях, но после учебы переехал в Москву.
Доехали до гостинцы советского типа в Заречье Ульяновского района Калужской области - заселились - 300 рублей день. Потом встретили козельского поисковика Владимира Матросова, который повез нас в одно интересное место которое они набили еще 2 года назад весной, но стояла высокая вода, хотя пару бойцов они тогда подняли. Приехали на поле - трава по пояс - Владимир показал где они щупом набили череп - стоит отметить, что он настоящий виртуоз щупа - умеет филигранно им работать, может сказать во что он утыкается. Я по сравнению с ним так немного нахватавшийся азов - он мне там на поле говорил, что мне прям больно смотреть как ты фигачишь щупом. + у моего щупа толстая "пуля" (наконечник) - молодежь мне сделала - он раскритиковал, сказал что из-за нее много усилий тратишь чтобы вогнать в землю.
За пару часов 4 человек посменно расчистили верхний слой воронки, в которой лежал советский боец - предположительно был переломан немецкой минометной миной или мелкокалиберным снарядом и затем сброшен в воронку - при этом предположительно пару недель он лежал при августовской жаре 1942 и обмундирование расползлось и личные вещи "ушли" - был пустой.




Переночевали в гостинице и с утра 19 августа вновь на месте - подняли расчищенного бойца. Приехали поисковики алексинского "Щита" во главе с Сергеем Асташевым - они 2 года назад работали здесь и сразу пошли свои раскопы просматривать и интересные места пробивать. Мы же работали по наметкам Владимира Матросова - он показал линию, где щупом "бились" останки и железо,на последнее также орал глубинник, но тогда им помешала вода. Юра с Сидневыми сразу зацепился за ячейку с двумя касками, в которых были черепа - стали на коп и затем расчистку (была подписная ложка - но слабо видно + было металлическое кольцо в держале + кружка с патронами). Как в дальнейшем оказалось мы попали на цепочку ячеек бойцов, погибших 18 августа 1942 года в окружении - в дальнейшем данная территория была освобождена 23 - 24 августа и до 30 августа здесь прошлись похоронщики и трофейщики, выдернув лишь вооружение - понятно, что залазить в ячейки, где лежат разлагающие трупы советских бойцов и командиров никто не стал - они лежали все упакованные, в касках, но без оружия - но у них были к сожалению металлические медальоны.






Таким образом, я честно лишь эксгумировал (не я нашел, он был набит козельским поисковиком Владимиром Матросовым) одного советского бойца - он лежал на боку в ячейке на двоих, рядом лежала каска, саперка, 2 РГД-33 (были сняты "оборонительные" рубашки) и 2 бутылки с зажигательной смесью, 2 разорванных ИПП (видимо 2 боец был ранен), пряжки от ремней, разбитое зеркальцо, в ботинках...возможно был металлический медальон, но корпус полностью распался - я нашел маленькие частички бумаги с типографским текстом. У бойца была перебита левая рука и в верхушке кости было выбоина от осколка. И все это под проливным дождем и без дождевика который я отдал утром Матвею (в итоге сам промок насквозь) - хорошо потом Владимир Матросов дал дождевик.


Юра Парчайкин поднял нескольких бойцов. Из них один из них был в каске, подписной алюминиевой фляжкой (изначальный владелец фляжки выжил, был ранен еще 7.8.1942 - видимо фляжка была забрана его товарищем ) и... целым металлическим медальоном (отправлен в лабораторию Солдатский медальон - надеемся что прочитают). В общем 19 августа нами было эксгумировано 6 бойцов (1 в воронке и 5 по ячейкам в касках) - 5 в касках и с вещами, хотя от одного осталось лишь череп в каске, бедренная и челюсть (возможно в ячейку затем было попадание снаряда и разбросало останки). Работавшие рядом алексинские поисковики из "Щита" подняли за 19 и 20 августа еще 5 бойцов с подписным котелком. Но чую они теперь там все выходные будут приезжать - добивать - мы бы сами так делали если была бы возможность.
Стоит отметить, что весной 2009 году я с поисковиками ходил по оврагу рядом, мы шурфили - я правда проработал полдня - сказались натертые ноги днем ранее. А Владимир Матросов рассказал, что несколько лет назад (2016 - 2017) они поднимали советских бойцов в ячейках на краю оврага (в так называемых "балкончиках") и видели наши шурфы (говорят в наших чисто было). И в другом овраге была такая же ситуация - наши шурфы и бойцы на "балкончиках" - вот так мы мимо тогда прошли.




UPD: В итоге бойцов на Зайцевой Горе подняли не наши ветераны поискового движения (они в среднем по 2 - 3 бойца там находят), а подросток из Ромоданово (нашел 2 бойцов), которого не хотели везти на автобусе...