mordig81 (mordig81) wrote,
mordig81
mordig81

Categories:

Кто сбил М.П. Девятаева 13 июля 1944 года? (небольшое исследование на коленке)

Стоит отметить, что несмотря на пристальное внимание к подвигу М.П. Девятаева (несколько документальных фильмов и книг) его боевой путь мало изучен, родственники больше зациклены на его подвиге и нормальной боевой биографии не найдешь. В общем когда его сын, Александр, лет так 5-6 назад приезжал в г. Саранск и зашел в Мемориальный музей Военного и Трудового подвига 1941-1945 гг. он удивился большому количеству материалов из ЦАМО - у нас работал известный местный краевед И.С. Бурнайкин (умер в 2012 году), который привозил много копий документов.
В начале войны М.П. Девятаев воевал в 163 иап (на начало войны базировался в г. Могилев и входил в 43 ад, на вооружении И-16), где сбил лично 1 немецкий самолет и несколько совместно с другими летчиками (групповые победы). При этом он предположительно первый из уроженцев современной территории Республики Мордовии, который сбил первый немецкий самолет в Великой Отечественной войне - 24 июня 1941 года Ю-87 в районе Минска (по справочнике А.Н. Заболотского и Р.И. Ларинцева "В прицеле Ju 87" в этот день немцы безвозвратно потеряли в районе Минска от атак советских истребителей 6 Ю-87).
2 июля 1941 года 163-й иап, сдав 4 оставшихся И-16 в 23-ю сад, убыл на переформирование, но М.П. Девятаев прошел переобучение на ЯК-1 и был направлен в 237-й иап, который 27 июля 1941 года окончил формирование в 6-м зиап (г. Орел). 5 августа 1941 года 1-я эскадрилья 237-го иап была отправлена в распоряжение 6-го иак ПВО (г. Тула), где оставалась до 23 августа 1941 года.
Из книги "Побег из ада": В районе Тулы я с напарником Яшей Шнейером ввязался в бой с большой группой фашистских бомбардировщиков. Несколько раз мы заходили в атаку, поливая их пулеметным огнем. Нарушили их строй и одного сбили. Но и я был серьезно ранен в этом неравном бою, а мой самолет подбит. Попал в госпиталь. Обидно и тяжело было отлеживаться в тылу в то время, когда товарищи продолжали биться с врагом. Промучился там 13 дней и, видя, что лечение может затянуться надолго, решил бежать из госпиталя. В одном халате и тапочках явился в свою часть. Ну и попало же мне тогда от командира и комиссара за этот побег! Но машину в конце концов дали. Я опять в строю. По некоторым сведениям, предположительно в этом бою М.П. Девятаев совместно с Я. Шнеер (по ОБД Мемориал погиб 5 августа 1941 года) сбили 1 Ю-88 (групповая победа).
16 (по другим данным 23) сентября 1941 года был тяжело ранен в правую ногу в воздушном бою, но смог совершить посадку на аэродроме г. Лебедин. Далее госпиталя в г. Харьков, Сталинград и Саратов. 11 января 1942 года после излечения направлен в высшую школу РККА. Что за школа мне непонятно. Вот здесь нашел сведения, что в годы ВОВ в Казани была Высшая специальная школа Генерального штаба Красной Армии. Достоверно неизвестно кого она готовила, но говорят разведчиков для заброски в тыл - может как !!!предположение!!! именно здесь его учили летать на трофейных немецких самолетах. Помню что среди мифов о М.П. Девятаеве встречал следующий - что это суперразведшкола и его специально готовили для заброски в тыл и типа он специально подставился в бою и затем (!!!) сумел попасть на остров Узедом где располагался секретный ракетный центр Пенемюнде, и выполнил задачу по угону суперсекретного немецкого бомбера. Но я думаю все это миф. Достоверно известно, что обучение он не закончил в школе и 20 декабря 1942 года был отправлен в распоряжение МВО, откуда был послан в г. Алатырь (Чувашия) в 714-й запасной нбап. Однако вероятно это был 714-й нбап, который проходил переформирование в отдельный авиаполк связи до августа 1943 года. После чего убыл на фронт, но М.П. Девятаев уже 18 сентября 1943 года из него переведен в 1001-й отдельный санитарный полк. Только с 20 сентября 1943-го по 1 января 1944 года лейтенант Девятаев эвакуировал в тыл 140 раненых (в том числе шестерых генералов) и доставил в госпитали на передовой 750 литров крови, 1450 килограммов медикаментов и 45 медработников. Был награжден орденами "Красное Знамя" и "Отечественная война I степени".
В мае 1944 года, при содействии своего бывшего командира Владимира Боброва, М.П. Девятаев вернулся в истребительную авиацию. Он проходил обучение на полеты на истребителе "Аэрокобра" в 104-м гвардейском истребительном авиаполку. Согласно ЖБД полка 4 июня 1944 года М.П. Девятаев на самолете с номером "100" (самолет гв. подполковника В. Боброва) совершил первый тренировочный полет и первый боевой вылет состоялся именно 13 июля 1944 года - первый и последний в 1944 году.
Из ЖБД 104-го гвиап: 10 вылет. 13.07.1944. Бобров (полковой номер самолета - 100), Девятаев (11), Ворошилов (19), Михалин (12), Турянский (15), Логинов. 19.20 – 20,10, 50 минут. Облачность 10 балов, высота 500-2000 м. (Видимость?) 4 км.
Задание выполнено. H-800 м. В районе прикрытия на H-600 м встретили 16 ФВ-190, из которых часть была с бомбами и часть без бомб. Восьмерка кобр завязала бой. В результате боя противник понес потери. Ст. л-т Девятаев атакой сверху в хвост с дистанции 30-40 м зажег одного ФВ-190, который с бомбами упал западнее Чабик 85 (предположительно место на размеченной карте - mordig81) Горохув (реальное место на карте - mordig81). Наблюдал и подтверждает подполковник Бобров. Гвардии подполковник Бобров атакой в хвост сверху с дист. 40 м зажег одного ФВ-190, который упал в районе Чабик 112, Княжув. Падение наблюдал Ворошилов, он же (Бобров – mordig81) заметив на взлете с аэродрома Карна (??? неразборчивое слово) взлетающих ФВ-190, атаковал сверху в хвост (на одной высоте) одного ФВ-190. Самолет загорелся и упал в районе аэродрома (???) (согласно справочнику М.Ю. Быкова «Все асы Сталина» - Переспа). Мл. л-т Ворошилов, зайдя в хвост на одной высоте зажег одного ФВ-190, который упал в районе Чабик 84, (согласно справочнику М.Ю. Быкова «Все асы Сталина» - Печехвосты). Падение наблюдал летчик подполковник Бобров. Заметив одного ФВ-190, атакующего самолет Девятаева, хотел отбить (???), в это время ФВ-190 уже вел стрельбу и зажег самолет Девятаева. Девятаев планировал на горящем самолета и был потерян из видимости, так как летчики вели бой. Радиосвязь работала хорошо. Погода: облачность, H-500-800 м, местами дождь.

Можно предположить, что 8 Аэрокобр 104-го гвиап повезло - они вышли на группу немецких штурмовиков ФВ-190 (была как истребительная версия данного самолета, так и штурмовая) уже взлетевших со своего аэродрома и атаковали их сверху с выгодной позиции, но после нескольких удачных атак были атакованы немецкими истребителям - согласно советским документам ФВ-190, получается группой прикрытия, которая взлетала вместе со штурмовиками?
В сети интернет есть данные о заявках немецких пилотов на сбитые советские самолеты - в ней я обратил внимание на одну запись:
13.07.44 Oblt. Rudolf Trenkel Stab I./JG 52 LaGG-5 51 711: at 2.500 m. 17.35 Film C. 2035/II Anerk: Nr. 97
Расшифрую ее для неспециалистов: старший лейтенант Рудольф Тренкель из штаба (по другим данным воевал в составе 2-й эскадрильи) I группы JG 52 в 19,35 (по московскому времени, выше указано берлинское) заявил о сбитом советском истребителе ЛАГГ-5 на высоте 2500 м в квадрате 51711. Последнее благодаря специальному конвертеру (это большой квадрат 25) - район леса западнее село Лесовое Золочевского района Львовской области (17 км северо-западнее Броды или 34 км юго-восточнее Горохов/Горохув). Отдельно отмечу, что это не район падения - это район где был подбит самолет Девятаева и он еще в горящем самолете планировал.
Согласно ww2.dk I группа JG 52 базировалась:
10.6.44 - 22.7.44 Pelonilzna (не смог найти где-это)
22.7.44 - 25.7.44 Stryj (предположительно г. Стрый Украина, что примерно 54 км южнее Львова)

Военнопленный
Все вышеуказанное - это мои предположения!!! Да район близко к Бродам, но старший лейтенант Рудольф Тренкель летал на Bf(МЕ)-109G, а не ФВ-190, да и перепутана марка советского самолета (в этот день согласно ЖБД 8 ВА были сбиты или не вернулись 1 Аэрокобра (Девятаев), 2 ЯК и 3 ИЛ-2. Я думаю френды-историки авиации скажут свое веское слово - возможно все-таки Тренкель сбил другого, а не М.П. Девятаева. Пока же отмечу что для немецкого аса (138 побед) предположительно сбитый самолет М.П. Девятаева стал 99 победой.
------
UPD от 12.05.2021: Френд stalingradjager специалист по авиации доказывает, что версия с Тренкелем "не бьется" - https://stalingradjager.livejournal.com/15466.html
----------------

Идем далее - в фильме о Девятаеве (предположительно 1960 года) приводиться интересный документ о пленении Девятаева (я его ранее не видел, но я не специалист по Девятаеву):
Девятаев зенитчики
Девятаев зенитчики2
В этом документе от 13 июля 1944 года предположительно командир 861-го моторизованного легкого зенитного дивизиона капитан Кнолл (Knoll) сообщает о захвате в районе Львова (Лемберг) в плен летчика дивизии Айрокобр Девятаева и даже приводятся фамилии участвующих в захвате главный вахмистр Дидель (Didel), унтер-офицеры Бах (Bach) и Шёенгези(?) (Schöngesi) и возможно еще кто-то там но не видно.
Ниже идут биографические данные М.П. Девятаева, где он говорит что он не русский, а мордвин :)))
Далее концлагеря, попытка бегства, отправка в Заксенхаузен, подмена карточки, Узедом, побег, фильтрация, поездка с Королевым на Узедом в сентябре 1945 года, возвращение домой и после 12 лет признания подвига и ГСС. Но все это доступно в книгах и фильмах.
Еще раз говорю что написано выше - это мои предположения на найденных мною в открытых доступе документах - специалисты поправят - может я где-то неправ, не правильно трактую документы или даже "натягиваю сову на глобус". Так что жду критических замечаний.

P.S. Ну и отголоски предыдущей записи:
Внимательно прочитайте повреждения самолета в Протоколе осмотра - стабилизатор и рули глубины оторваны и находятся сзади самолета. То есть вот эти фотки + еще одна гуляющая по инету как фото самолета, на котором сбежал М.П. Девятаев являются фальсификацией. Я предполагаю, что вначале было подписано типа вот на таком самолете сбежала группа Девятаева, которое вдруг затем трансформировалась в подпись, что это реальное фото самолета.
нвф778-3 Самолет Хе-111 на котром сбежал М.П. Девятаев

P.P.S. Вот прекрасная статья на варспоте - https://warspot.ru/18922-pobeg-iz-penemyunde
Там дюже интересные документы есть.
Tags: Авиация, Война, НАРА/Бундесархив, ЦАМО/память народа
Subscribe

  • Нож

    Наконец-то нашел фото ножа в полном сохране (внизу) - в свое время я поднял такой же нож (вверху) с нашим разведчиком (был в немецких ботинках и с…

  • День Памяти и Скорби

    22 июня 1941 года - День Памяти и Скорби... Ниже фото погибших бойцов и офицеров 1097-го сп 326-й сд 23 августа 1942 года в северо-западном углу леса…

  • Консультация

    Фотография мая 2002 года, лес восточнее Богдановы Колодези Сухиничского района Калужской области. Может кто-нибудь из френдов опознает, от какой…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 47 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Нож

    Наконец-то нашел фото ножа в полном сохране (внизу) - в свое время я поднял такой же нож (вверху) с нашим разведчиком (был в немецких ботинках и с…

  • День Памяти и Скорби

    22 июня 1941 года - День Памяти и Скорби... Ниже фото погибших бойцов и офицеров 1097-го сп 326-й сд 23 августа 1942 года в северо-западном углу леса…

  • Консультация

    Фотография мая 2002 года, лес восточнее Богдановы Колодези Сухиничского района Калужской области. Может кто-нибудь из френдов опознает, от какой…