mordig81 (mordig81) wrote,
mordig81
mordig81

Categories:

Считаем немецкие потери в Wirbelwind по БД «Germany, Military Killed in Action, 1939 - 1948»

Три года назад потратил 4 месяца попытавшись подсчитать потери немецких войск в операции "Wirbelwind" (11 - 21.8.1942)  по данным БД Volksbund (далее БД VB) - и была серия постов в данном жж: 1 часть, 2 часть, 3 часть и 4 часть.
В конце октября 2020 года узнал о существовании еще одной БД - БД «Germany, Military Killed in Action, 1939 – 1948» (далее БД GMKA). БД базируется на Kartei der Verlust- und Grabmeldungen gefallener deutscher Soldaten 1939-1945 (-1948), Bundesarchiv B 563-2 Kartei. Berlin, Deutschland: Deutsches Bundesarchiv. Главное достоинство - можно посмотреть и скачать сами карточки, что дает доступ к большинству данных чем в БД VB. B БД GMKA большинство это убитые или найденные убитыми пбв + умершие от ран, а в БД VB есть к указанным категориям прибавляются и пбв.
При этом сразу отвечаю на распространенный вопрос - сколько там данных - не знаю, это надо писать я думаю админам сайта. Доступ на 2 недели бесплатный (можно завести цифровую карту в Сбере) и... потом подключают 6-месячную подписку. Пытаются взять сумму если нет... то подписка так и остается - так что не шутите - думаю деньги с Вас стрясут. Да и там отписываться надо очень изощренно - я не сразу понял как - куча окон - куча кнопок - в общем сделано все так чтобы не сразу отписался.
Я использовал 2 бесплатных недели и 1 платный месяц, но пахал каждый день по 12 часов, качал и искал. Там тоже много ошибок в распознавании - так как ИМХО где-то 98 % карточек заполнены рукописным почерком. Бывает что на 1 человека есть 1 карточка, а бывает до 15. То есть карточка от подразделения, карточка от IVd, от граб-офицера и еще от граб-офицера той дивизии которой это кладбище перешло.
Мне при работе в БД GMKA помогала составленная эксель-таблица по БД VB - по которой вначале пробивал по ФИО, затем перешел по пробивке нас. пунктов гибели по этой же БД с использованием * - да-да звездочка работает, зачастую названия так перевраны, как и бывает с номерами частей (но поиск по ним невозможен - хотя может быть сейчас ситуация изменилась). И да в карточках пишется рота (редко батальон если это штаб батальона или нет данных по роте) и полк (редко дивизия если это отдельное подразделение).
Для тех кто начинает с нуля путь более труден - первый способ это составить список населенных пунктов в немецкой транскрипции и их пробивать наряду с месяцем и годом (Aug 1942), второй более трудоемкий - это по интересующим дням с использованием первых букв фамилий (A*, B* и далее) чтобы не утонуть в информации.
Ну и не забудем главную особенность таких картотек - когда немцы наступали учет шел более-менее (свой % ошибок все равно был), но вот когда они отступали под ударами советских войск, попадали в котлы и с моментом когда рухнула система учета - там уже лапоть + лапоть. Но один момент - не поступали карточки от воинских подразделений, но вот после войны как и у нас была проведена работа чтобы дополнить уже данными от населения - это к тому что там потери немцев уже и 20 - 22 миллиона насчитывают. У меня получались следующие данные.
----------------
Ниже я буду рассматривать период  11 - 20 августа, оставив за бортом 21 августа, так как во многих отчетных документах идут цифры период 11 - 20 (10 дневки) или с возможностью исключить 21 августа (документы потерь дивизий).
Ранее по БД VB я за период 11 - 20 августа 1942 года нашел данные на 2302 человек, а по БД GMKA - 3152 (из них 73 от воздействия авиации (из них 1 умер позднее) и 46 от подрыва на минах (из них 1 умер позднее - уточнение от мин (вернее фугасов) погибали и немецкие танкисты), 7 от несчастных случаев и еще 35 человек из Люфтваффе (вместо с ПВО) - на последних у меня нет данным по частям). Сразу отмечу по авиации - я считал по словам в причинах гибели Bomb, а потом выяснилось что есть и Tiefflug (налет штурмовиков), то есть 73 это неполная цифра (а пересчитывать - это как минимум 3 - 4 дня). Так же из 3152 человек надо вычесть 437 человек умерших от ран и 35 Люфтов и получаем 2680. Но это данные с множеством уточнений - то есть найденные убитыми пбв и неучтенные убитые и т.д.
-----
Потери по 10-дневкам почившего ww2stats.com (источник BA-MA, RW 6/556 и 6/558) за 11 - 20.8: 12063 = 2159 убитых, 9550 раненых и 354 пбв.
8
Потери по 10 дневкам 2 PzA с разбивкой по дивизиям, участвующим в операции (источник NARA, T 313, R 126): первоначально 13964 = 2371 убитых, 11113 раненных и 480 пбв, после уточнений в течение 2 месяцев 14008 = 2387 убитых, 11142 раненных и 479 пбв.
Взяв за основу последние данные сравниваем с данными по дивизиям и получаем: 14289 = 2428 убитых, 11389 раненных и 472 пбв.
При этом превышение по 9-й тд (990 против 884), 11-й тд тд (1658 против 1467), 26-й пд (2316 против 2254), 56-й пд (1030 против 998) и 134-й пд (1270 против 1244) и уменьшение по 20-й тд (816 против 849) и 52-й пд (1800 против 1822). В то же время не удалось получить данные по отдельным частям - так из 4-й тд участвовал 35-й тп и из 25-й мд группа артиллерии, 119-й мп и часть 25-го сапб и 25-го мцб.
В то же время у меня есть мнение "на кончиках пальцев" что занижены потери корпусных и армейских подразделений, вернее они частично перенесены на следующий отчетный период 21 - 30.8.
Итого получается цифра убитых в 2428 человек.
Итого получаем: 2680 против 2428 = 110,3 %
Получившееся превышение по моему мнению это не только неучтенные убитые, но и найденные убитыми пбв - такие встречаются в приказах отдела IIb штаба 2 PzA.

9-я тд
По документам дивизии/2 PzA за рассматриваемый период 159/144 человек убитыми и 53/53 пбв, тогда как в БД GMKA удалось найти данные на 158 человек убитыми (2 погибший вследствие несчастного случая, 4 от авиации и 4 от подрывах на минах) + 31 умерших от ран (которых не учитываем и которых 19,6 % от общего числа убитых) и от числа потерь убитыми по данным дивизии получаем 99,3 %.
В то же время в БД GMKA отсутствуют 4 человек из БД VB.
По офицерам 9 тд - из 8 убитых в БД GMKA нет лишь 1 (он есть в БД VB).

11-я тд
По документам дивизии/2 PzA за рассматриваемый период 251/217 человек убитыми и 27/32 пбв, тогда как в БД GMKA удалось найти данные на 283 человек убитыми (1 погибший вследствие несчастного случая, 22 от авиации (большая часть от ошибки немецкого Ю-87) и 4 от подрывах на минах) + 96!!! умерших от ран (которых не учитываем и которых 44,6 % от общего числа убитых) и от числа потерь убитыми по данным дивизии получаем 112,7 %.
При этом без приданных частей (за исключением KLB., чьи офицеры (а значит и унтер-офицерский и рядовой состав) учитываются в данных потерь 11-й тд). Почему такое расхождение непонятно + очень большое количество умерших от ран. Может быть в обычных условиях боев бы умер от ран на поле боя и вошел как погибший, а тут успевали доставить в медицинский-санитарное подразделение 11-й тд и регистрировали как раненного?
В то же время в БД GMKA отсутствуют 7 из БД VB.
По офицерам 11 тд - из  20 убитых + 1 пбв в БД GMKA нет 2 (1 есть в БД VB) + 1 пбв.

17-я тд
По документам 2 PzA за рассматриваемый период 198 человек убитыми и 27 пбв, тогда как в БД GMKA удалось найти данные на 215 человек убитыми (из них 1 от авиации) +  39 умерших от ран (которых не учитываем и которых 18,1 % от общего числа убитых), то есть 108,3 %. Тут возможно найденные убитыми пбв - в приказах отдела IIb штаба 2 PzA такие встречаются.
В то же время в БД GMKA отсутствуют 11 из БД VB.
По офицерам 17 тд - из 9 убитых в БД GMKA нашел всех.

19-я тд
По документам 2 PzA за рассматриваемый период  126 человек убитыми и 13 пбв, тогда как в БД GMKA удалось найти данные на  109 человек убитыми (2 от авиации и 4 от подрывах на минах, 1 пбв найденный убитым) + 18 умерших от ран (которых не учитываем и которых 16,5 % от общего числа убитых), то есть 86,5 %.
В то же время в БД GMKA не отсутствуют ни один из БД VB.
По офицерам 20 тд - из 6 убитых в БД GMKA нашел

20-я тд
По документам 20 тд/2 PzA за рассматриваемый период 126/132 человек убитыми и 17/17 пбв, тогда как в БД GMKA удалось найти данные на 122 человек убитыми (6 от авиации и 4 от подрывах на минах) + 37  умерших от ран (которых не учитываем и которых 29,6 % от общего числа убитых) и от числа потерь убитыми по данным дивизии получаем 97,6 %.
В то же время в БД GMKA отсутствуют 3 из БД VB и списка потерь офицеров 2 PzA.
По офицерам  20 тд - из 6 убитых в БД GMKA не нашел 1 из списка потерь офицеров 2 PzA.

26-я пд
По документам дивизии/2 PzA за рассматриваемый период 436/437 человек убитыми и 57/58 пбв, тогда как в БД GMKA удалось найти данные на  462 человек убитыми (1 погибший вследствие несчастного случая, 5 от авиации и 3 от подрывах на минах) +  62 умерших от ран (которых не учитываем и которых  % от общего числа убитых) и от числа потерь убитыми по данным дивизии получаем 105,9 %. Тут возможно найденные убитыми пбв - в приказах отдела IIb штаба 2 PzA такие встречаются.
В то же время в БД GMKA отсутствуют 2 из БД VB.
По офицерам 26-й пд - из 12 убитых в БД GMKA нашел всех.

52-я пд
По документам дивизии/2 PzA за рассматриваемый период  312/309 человек убитыми и 66/68 пбв, тогда как в БД GMKA удалось найти данные на 334 человек убитыми (из них 1 погибший вследствие несчастного случая и 6 от подрывах на минах) + 47  умерших от ран (которых не учитываем и которых 14 % от общего числа убитых) и от числа потерь убитыми по данным дивизии получаем 107 %.
В то же время в БД GMKA отсутствуют 10 из БД VB.
По офицерам  52 пд - из 4 убитых (из них 1 повышенный посмертно фельдфебель) в БД GMKA нашел всех.

56-я пд
По документам дивизии/2 PzA за рассматриваемый период 198/190 человек убитыми и 20/20 пбв, тогда как в БД GMKA удалось найти данные на 175 человек убитыми (3 от авиации и 5 от подрывах на минах) +  36 умерших от ран (которых не учитываем и которых 20,5 % от общего числа убитых) и от числа потерь убитыми по данным дивизии получаем 88,3 %.
В то же время в БД GMKA отсутствуют 3 из БД VB.
По офицерам 56 пд - из 7 убитых + 1 пбв  в БД GMKA нашел 7, но не на 1 пбв (по списках потерь офицеров 2 PzA).

112-я пд
По документам 2 PzA за рассматриваемый период  человек 71 убитыми и 12 пбв, тогда как в БД GMKA удалось найти данные на  66 человек убитыми + 1 пбв (1 погибший вследствие несчастного случая) + 10  умерших от ран (которых не учитываем и которых 15,1 % от общего числа убитых)и от числа потерь убитыми по данным дивизии получаем 92,9 %.

134-я пд
По документам дивизии/2 PzA за рассматриваемый период 195/191 человек убитыми и 131/131 пбв, тогда как в БД GMKA удалось найти данные на 228 человек убитыми (из них 10  от авиации и 9 от подрывах на минах) +  28 умерших от ран (которых не учитываем и которых 11,8 % от общего числа убитых) и от числа потерь убитыми по данным дивизии получаем 116,9 %.
Предположительно 33 человека пбв были найдены убитыми.
В то же время в БД GMKA отсутствуют 8 из БД VB.
По офицерам 134 пд - из 10 убитых + 1 пбв  в БД GMKA не нашел только 1 пбв.

211-я пд
По документам 2 PzA за рассматриваемый период 106 человек убитыми и 6 пбв, тогда как в БД GMKA удалось найти данные на  человек 98 убитыми (4 от подрывах на минах) + 13  умерших от ран (которых не учитываем и которых 13,2 % от общего числа убитых), то есть 92,4 %.
В то же время в БД GMKA отсутствуют 3 из БД VB.
По офицерам 211 пд - из 2 убитых + 1 пбв  в БД GMKA нашел убитых но не пбв.

296-я пд
По документам 2 PzA за рассматриваемый период 148 человек убитыми и 41 пбв, тогда как в БД GMKA удалось найти данные на  160 человек убитыми + 43  умерших от ран (которых не учитываем и которых 26,8 % от общего числа убитых), то есть 108,1 %.
В то же время в БД GMKA отсутствуют 6 из БД VB.
По офицерам  296 пд - из 4 убитых в БД GMKA не нашел 1 (идут по спсиках потерь офицеров 2 PzA).
-------------
По приблизительным подсчетам по БД GMKA можно вытащить около 95 % от потерь убитыми дивизиях - конечно в удачные для немцев периоды войны, те френды кто занимался подсчетами по другим периодам говорят, что этот процент ниже. Понятно что часть убитых это найденные пбв. По некоторым дивизиям непонятно почему ниже процент и например по 11-й тд выше по умершим от ран. По сути, есть рабочая гипотеза, что умершие от ран в тот же день все-таки уходили в убитые, а вот на следующий день и далее в умершие от ран.
Я использовал подсчет не столько сравнить данные сколько получить хотя бы нижнюю границу потерь убитыми по каждому дням по дивизиям по которым данным не сохранились (17-я и 19-я тд) или по отдельным подразделениям не участвующих в операции приданных другим частям (35 тп 4 тд, группы 25 мд (119 мп, часть 25-го сапб и 25-го мцб)) или выделенных из дивизий и приданных другим дивизиям (пример 445-й пп 134-й пд при 52-й пд, 520-й пп (без II батальона) 296-й пд при 20-й тд, и вообще мешанина из частей в Колодезском лесу в период 19 - 21 августа). Вообщем использовать в вышеуказанных условиях можно и нужно, но для создания надо потратить время (1,5 - 2 месяца) и деньги. Каждый решает сам - может он себе это позволить или нет.

P.S. По ряду офицеров, по которым задавал вопрос ранее - стало понятно откуда они появились - часть это повышенные посмертно фельдфебели (предположительно уже представленные к офицерскому званию), а часть почему-то не попала в списки потерь офицеров 2 PzA.
Tags: wirbelwind, Долгострой, НАРА/Бундесархив
Subscribe

  • Портсигар Соколов В.Я.

    Недавно удалось провести сверку медальонов и именных вещей со смоленскими поисковиками и они выслали сканы медальонов и фото именных вещей…

  • Напомню пост 2010 года

    Пост 2010 года. Автор - отличный поисковик, сейчас прекрасная мама - я впервые услышал эти два стихотворения вечером у костра на весенней вахте…

  • 12 томник ВОВ - новые открытия

    Тут недавно обратно вспомнил об этом фундаментальном труде - 12 томник истории ВОВ - думаю дай посмотрю что там интересного по моей теме. Нашел:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 53 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Портсигар Соколов В.Я.

    Недавно удалось провести сверку медальонов и именных вещей со смоленскими поисковиками и они выслали сканы медальонов и фото именных вещей…

  • Напомню пост 2010 года

    Пост 2010 года. Автор - отличный поисковик, сейчас прекрасная мама - я впервые услышал эти два стихотворения вечером у костра на весенней вахте…

  • 12 томник ВОВ - новые открытия

    Тут недавно обратно вспомнил об этом фундаментальном труде - 12 томник истории ВОВ - думаю дай посмотрю что там интересного по моей теме. Нашел:…