mordig81 (mordig81) wrote,
mordig81
mordig81

Categories:

Сгорел с скоростью молнии - судьба пропавшего без вести 16.08.1942 немецкого бомбардировщика из KG 3

Давным-давно я считал немецкую авиацию, которая участвовала в операции "Wirbelwind" - данный подсчет затруднялся как малым количеством источников, так  и тем что авиация способна в один день работать по одному участку фронта, а на следующий по другому  - далеко расположенных друг от друга.  Так, например, с  аэродрома Шаталовка Восточный (Шаталово южнее Смоленска), где в августе 1942 года базировались KG 3 (штаб и три группы) и II./KG 54 было около 240 км до Ржева и около 210 км до Ульяново 1-е.
В свое время я делал попытки подсчитать какие группы немецких бомбардировщиков участвовали в авиационной поддержке "Wirbelwind" - при этом в KTB OKW Bd. 2 была обнаружена интересная табличка за 13 августа 1942 года:
13.8.42 KTB OKW1
Однако не выходил "каменный цветок" у мастера - первоначально насчитал лишь 5 групп и 1 штаффель - вот здесь. С тех пор удалось подкорректировать данные - насчитал 6 групп и 1 штаффель (II, III/KG 1, штаб, II, III/KG 4, I, II/KG 53 и 15-я (хорватская) эскадрилья KG 53). Также и по "штукам" кроме III/StG. 1 вдруг вылезли штаффель Фальке из II/StG 2 и затем III/StG 77.
Был соблазн приписать две из четырех групп из тех кто базировался в Шаталовке - KG 3 (штаб и I-II-III) и II./KG 54, но "какие ваши доказательства?" (к/ф "Красная Жара"). Железобетонные доказательства - сбитый самолет, лучше всего без возврат и экипаж в советском плену - но прошерстив ГКЛ я таких в свое время не нашел. Большинство бомберов KG 3 потеряно в районе Ржева (наступление правого фланга ЗапФ и КалФ) и частично Темкино (наступление 33 А ЗапФ), а оставшиеся - судьба которых неизвестна. Поэтому и остановился на 6,3 группах немецких бомберов. При стоит сказать, что даже две гипотетические группы могли участвовать в поддержке наступающих немецких войск 2 PzA в период 11 - 12 августа, максимум по 15 августа.
И тут я недавно просматриваю ОС штаба артиллерии 16 А и вдруг за 18 августа 1942 года глаз цепляется за следующий абзац:358-5929-32-650
Надо отметить, что до этого в документах встречал много случаев - утрируя - стреляли-стреляли, самолет мамой клянусь горел, дым летел, самолет снижался, но падлюка такая упал на территории противника. Точно сбили зуб даем или с большей вероятностью сгорела летающая шайтан-машина с крестами. Очень редко такие случаи подтверждаются немецкими данными. Но вот когда самолет упал на нашей территории и вдруг взяты пленные, то это другой разговор.
Благодаря ПамятиНарода можно посмотреть документы советских частей:
Ремарка: оборона советских частей на участке падения немецкого бомбардировщика проходит с северо-запада на юго-восток - и советские части располагаются следующим образом: 323-я сд 10 А, левее последней 385-я сд 16 А, левее последней 31-я гвсд 16 А (с 20 августа 1942 последние две дивизии перейдут в подчинение штаба 10 А):
00000002
Итак 323-я сд 10 А (справа от 385-й сд) сообщает:
00000237
31-я гвсд (слева от 385-й сд) тоже считает что сбили они:
00000098
1116-1-161-115
Что сообщает 385-я сд:
1707-1-3-73 ЖБД 385 сд
7911-69736-10-21
И еще к этому сведения о налете немецкого бомбардировщика на ж.д. станцию Сухиничи Главные: в 14,00 одиночный немецкий Хе-111 (автор предполагает что это Ю-88) сбросил с высоты 2000 м 13 100 кг авиабомб по станции Сухиничи Узловая. В результате было разрушено 20 погонных метров пути, 5 пролетов связи и убито 2 человека. Согласно ЖБД 1280-го зенап также был ранен командир отделения роты крупнокалиберных пулеметов, а после налета вследствие разряжения неисправного выстрела зенитного орудия были ранены 2 красноармейца.
-------------------
Подводя итог вышеприведенным документам можно "нарисовать" следующую картину происшествия:
Два немецких бомбардировщика пересекли в 13,00 советскую линию фронта где-то северо-восточнее г. Кирова и направились для налета на ж.д. станцию Сухиничи Главные - при пролете над вторым эшелоном 31-й гвсд 16 А один из них в 13,30 был подбит (второй как выше указывалось отбомбился по станции), сбросил авиабомбы и пытался уйти на территорию занятую немецкими войсками, благо линия фронта было рядом. Это не удалось - самолету вероятно не хватило высоты и он стал снижаться параллельно фронту над советскими войсками - по немецкому самолету открыли огонь бойцы 2-го батальона  1268-го сп и отдельного минометного дивизиона 385-й сд 16 А, а также пулеметчик Соловьев из 1088-го сп 323-й сд 10 А. В 14,00 самолет упал в в районе Носовка - Волкова Слобода, сама машина и один летчик сгорели, были взяты трое летчиков в плен: капитан Вернер/Вегер/Вечер, радист унтер-офицер Клюг/Ключ/Серизер и старший фельдфебель Гедун/Гебун.
Руководил захватом группы немецких летчиков старший адъютант (НШ) отдельного минометного дивизиона 385-й сд старший лейтенант А.Ф. Волочанский:
Волчанский
Предположительно пленные почему-то были доставлены в штаб 10 А - В ОС  № 467 штаба 10 А 6.00 17.8 сообщается следующее:
466-5866-66-600
Теперь проверим данные советских документов по сохранившимся немецким документам и интернет-источникам:
По ГКЛ удалось подобрать следующую кандидатуру:
16.8 KG 3 Lw Losses no 10 [03.07.42 - 02.09.42] RL 2-III-1182_330 Итак 16 августа 1942 года пропал без вести самолет Ju-88A-4 8./KG 3 Wnr. 6534 (5K+СR) вместе с экипажем Hptm. Rentsch Werner, F.; Obfw. Geduhn Horst., B.; Uffz. Klug Wilhelm, Bf.; Obgefr. Chmelik Karl., Bs. Фамилии экипажа были уточнены по вот этому списку личного состава KG 3.
По экипажу:
1) Пилот и командир 8-го штаффеля III группы KG 3 капитан Werner Rentsch. На допросе предположительно назвал только свое звание и имя или наши переводчики напортачили. Согласно данным http://ww2.dk/lwoffz.html -   RENTSCH, Werner. 01.09.39 Oblt., in III./KG 3. 01.04.42 promo to Hptm. 25.05.42 Hptm., 8./ KG 3 MIA - Ju 88 A-4 (5K+KS) lost in the Toropets area - later returned. 21.12.42 Hptm., awarded Ehrenpokal (почетный кубок). 01.08.44 officially listed as MIA.
Таким образом, капитана уже раз сбивали в мае 1942 года - тогда он вернулся, но непонятно как ему вручили почетный кубок если он уже был пропавший без вести? Или так просто факт что был награжден и не вручен? И на 1 августа 1944 года официально считается пропавшим без вести.
Добавляет вопросов и данные БД Volksbund:
Nachname: Rentsch
Vorname: Werner
Dienstgrad: Hauptmann
Geburtsdatum: 29.04.1915
Geburtsort: Mühlrose
Todes-/Vermisstendatum: 22.09.1942
Todes-/Vermisstenort: Stalingrad
То ли полный однофамилец и звание соответствует, то ли путаница в документах.
2) Штурман старший фельдфебель Хорст Гедун (Horst Geduhn) - совпадение по фамилии в советским документам кроме одной описки - Гебун.
В БД Volksbund отсутствует.
3) Радист унтер-офицер Вильгельм Клюг (Klug Wilhelm) - совпадение по фамилии в советским документам, кроме возможной прочитки вместо Клюг - Ключ и непонятного перевирания фамилии как Серизер.
В БД Volksbund не нашел его - но там есть два немецких пленных умерших в наших лагерях.
4) Бортстрелок старший ефрейтор Карл Хмелик (Chmelik Karl) - предположительно он как раз сгорел вместе с самолетом.
В БД Volksbund не нашел его.
Также весь экипаж отсутствует по розыскным листам Немецкого Красного креста по Люфтваффе - есть предположение - самолет упал недалеко от передовой, немецкие войска видели этого, потом могли поэтому вопросу допрашивать пленных и перебежчиков, но с другой стороны почему тогда не были внесены поправки в ГКЛ?
-------------
Итог: с большей вероятностью на участке 1268-го сп 385-й сд 16 А 16 августа 1942 года упал бомбардировщик Ju-88 8-го штаффеля III группы KG 3, летевший бомбить ж.д. станцию Сухиничи Главные. Вероятно была отправлена пара опытных экипажей штаффеля для нанесения "террор удара". Экипаж большей частью попал в плен, судьба их неизвестна. Допросы обнаружить кроме небольшого абзаца в ОС 10 А не удалось - но стоит напомнить что Орша, тоже играет в версию KG 3 - ведь в июне-июле 1942 года III группа базировалась на аэродроме Орша. То есть немецкие летчики сдали базирование на предыдущем аэродроме, но с которого вылетели (Шаталовка Восточный/Шаталово) промолчали.
Таким образом, можно с осторожностью предположить, что две группы из KG 3 (кроме III группы вторую назвать сложно) участвовали в период 11 - 12 августа в поддержке наземных войск 2 PzA, но затем в основном летали на Ржев и Темкино с единичными участием опытных экипажей ударов по Сухиничам, Козельску и возможно обороняющимся советским войскам на р. Жиздра.

P.S. Замечания/критика и дополнения приветствуется.

UPD: в районе Волкова Слобода - Носовка два немецких самолета лежало:
466-5866-63-317
Tags: wirbelwind, Авиация, Война, НАРА/Бундесархив, ЦАМО/память народа, это просто праздник какой-то (с)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments