Нас было трое из мордовского отряда: командир, я и Шмак. В первый день в первом же шурфе я нашел советского бойца с немецким ремнем (напильником стертый гот мит унс) и ножом разведчика, но без медальона. В последующие дни кроме железа ничего не попадалось и тут приехали они - двое простых ростовских поисковиков Дима Санин и Рома. Приехали на УАЗ-фермере из Ростовской области и привезли офигевшей мордве арбузов в дождливый сентябрь.
В первый же совместный день работы Дима Санин попросил Андреича сориентировать в обстановке: а именно где копать. Услышав, что копать можно везде, он помрачнел и выдал свою любимую фразу: Давайте заскочим в близлежащее село и допросим население. Так называемый "Кавалерийский наскок" в ростовских степях : несущийся на всех скоростях УАЗик залетает в степной хутор, со скрипом тормозит у лавочки с бабушками, из автомобиля выскакивает Санин и сразу с ходу фраза: Где лежат бойцы? Если в течение минуты он не получает нужную информацию, Дима кидает нам: Ничего они не знают! При этом в большинстве случае возмущенные бабушки выдают точную информацию. :) Здесь этот номер не прошел бы - местные сами ничего не знали, кроме тех кто сам копал, а они делится информацией не спешили.
По сути мы в течение нескольких дней выходили к этой поляне - по ЦАМОвской карте, которая висела в главном лагере до войны там располагалась небольшая деревня Плешково (скорее всего хутор из 3-4 домов).
По сути поляна была вершиной треугольника, его грани образовывали два нешироких поля, а центром являлся большой овраг. Кроме того, шел подъем высоты от речной поймы и на пересечении полей был холм, на котором сидел немецкий пулеметчик - в окопе была найдена изрешеченная осколками немецкая каска и два алюминиевых ящика с пулеметными лентами.
В последний день Вахты первым троих бойцов на этой поляне нашел наш командир, затем еще по одному бойцу Дима Санин и Рома. Мы со Шмаком били шурф за шурфом, но мне удалось найти лишь один ботинок. Андреич щупом набил еще 2 одиночных бойцов и одного отдал нам со Шмаком поднимать. Я ошибся в расположении останков и, не заметив, лопатой зацепил скорее всего нагрудной карман. Однако Шмак на отвале был "на высоте" и при переборе выкинутого грунта отыскал медаль с колодкой, на которой сохранилась зеленая материя. Протерев тщательно находку, мы увидели:
Правда, на представленной фотографии медаль 1940 года, а на той которую мы нашли ниже выставки была дата 1939. На обороте ниже трактора шел пятизначный номер.
------------------------------
UPD от 05.03.2021:


-----------------------------
При дальнейшей эксгумации выяснилось, что боец погиб от подрыва в ногах чего-то сильного - ниже таза останков не было. При этом через поляну где мы работали была протоптана поисковиками хорошая тропа. Вот под ней в воронке Дима Санин нашел 11 бойцов, при подъеме у одного нашли немецкую пряжку, срезанную видимо с трупа. Видимо хотел сделать удобную пряжку (сточив гот мит унс) как у бойца которого я нашел в первый день. Надо отметить, что медальонов за Всю Вахту с бойцами мы так и не подняли. Все бойцы были торжественно захоронены рядом с мемориалом селе Троицкое Духовщинского района Смоленской области.
Вернувшись с Вахты начались активные поиски владельца медали - для этого послали письмо на ВДНХ, которые ответили, что архив по наградам находится в Саратовской области. Оттуда через полгода пришло письмо, что данная медаль была вручена Мачече Ивану Афанасьевичу, колхозному бригадиру из с.Фундаминка Гомельской области. Дальнейшие поиски родных результатов не дали, пока я не нашел в интернете сайт Гомельской области, куда обратился с просьбой помочь. В течение месяца была найдена дальняя родственница, которая позже сообщила адрес дочери бойца. Она написала нам письмо и приложила к нему фотографию:
Здравствуйте уважаемый Николай Андреевич!
Я получила Ваше письмо. От всего сердца я благодарна Вам и всем кто принимал участие в захоронении моего дорогого и любимого папы. Низкий Вам поклон дорогие, добрые люди. Сейчас я проживаю у дочери в п. Ванино Хабаровского края. Мне в этом году исполнится 80 лет. Папа мой, Иван Афанасьевич, до войны работал бригадиром полеводческой бригады. Он был передовиком сельского хозяйства, коммунистом. Я помню, каким он был активным и очень жизнерадостным человеком. В колхозе ему выделяли деляны и он со своей бригадой выращивал лен, картофель. Благодарим, что ухаживаете за могилкой. Дай Бог Вам всем здоровья и благополучия во всем.
С уважением Зинаида Ивановна.
По ОБД он проходит как Мочеча Иван Афанасьевич, 1899, Гомельская, Чечерский район, д. Фундамент, сержант 185-й сд, погиб 30 августа 1943. Захоронен опушка леса, 800 метров северо-восточнее Кулагино.