mordig81 (mordig81) wrote,
mordig81
mordig81

Categories:

Пару замечаний на книгу «Саранск XVII столетия в документах и артефактах»

1
img036
img037
img038
В Саранске недавно вышла книга «Саранск XVII столетия в документах и артефактах», автор Д.В. Фролов, заместитель директора Мордовского Республиканского объединенного краеведческого музея имени И.Д. Воронина, кандидат филологических наук. Книга предположительно позиционируется как научно-популярное издание. При этом сразу отмечу, что автор уже около 20 лет участвует в деятельности клуба исторической реконструкции и средневекового фехтования «Владычный полк» (если я правильно понял - он заместитель руководителя), иконописец, читает древнерусские тексты (да немногие историки в провинции это умеют) - поэтому несмотря на непрофильное образование даст фору по вышеуказанному периоду города Саранска. Давно заметил что увлеченной какой-то темой непрофессионал при должном усердии за 5 - 10 лет может стать его знатоком и экспертом в положительном смысле этого слова.
Видео встроить не мог - https://vk.com/video-70336234_456244713
Я не смог присутствовать на презентации - был занят по работе в своем музее, "попросил" поприсутствовать коллегу - она смогла ухватить экземпляр книги бесплатно для нашего музея (спасибо за это автору, так как книга стоит 1200 р). Я "захватил" право читать ее первым.
Итак прочитал - достоинств у книги много - много интересного материала, древнерусские тексты (приведены также сканы их) из РГАДА и архивов краеведческого музея, введены в научный оборот с комментариями автора, привязки и объяснения многих предметов, как из фондов музея, так из археологических находок, фотографии реконструкторов в копиях одежды того времени.
2
3
5
img039
Вообщем, богатый материал почти о всех сторонах жизни горожан первого столетия города Саранска - город был основан в 1641 году. При этом выигранный грант Москвы на 1 млн. рублей позволил сделать хорошее издание - единственный минус после прочтения - это некачественное приклейка листов к корешку - ну тут сам виноват - пару раз положил ее разворотом вниз.
img041
Так я в этой теме не Копенгаген, оценить я профессионально книгу не могу, но пару замечаний разной ценности все-так есть.
1. Рецензенты очень напирают на литературный и легко читающийся текст - по моему ИМХО текст середнячок со знаком минус, видел я и получше тексты, но не все писателями рождаются.
2. Про бедненькую церковь и воинствующий атеизм.
img040
Не отрицая уничтожения в годы СССР большей части храмов РПЦ и их имущества, хотелось бы узнать:
1) Что сохранилось от многовековой истории язычества мокши и эрьзи в музеях Российской империи и затем СССР?
2) Сколько было уничтожено древнейших капищ и священных рощ с многовековой историей?
3) Сколько уничтожено в годы воинствующей русской православной церкви простых язычников эрьзи и мокши?
4) Волхвов и жрецов? а ведь среди них тоже были гениальные люди, чьи труды были уничтожены как еретические? Уникальных памятников письменной культуры мокши и эрьзи еще на различных материалах?
А ведь христианизация мокши и эрьзя шла нелегко - так в 1655 язычник-мордвин мордвин Гаречишка грохнул архиепископа Рязанский и Муромский Мисаила - тот полез вперед, но оказывается работающих "артефактов" против стрелы не нашлось. И всегда удивлялся когда мне тут сообщают, что вера православная для территории современной Мордовии "посконная" - я говорю христианство тут кое-как около 350 лет назад установилось и то крестили некоторых хитроумных представителей мокши и эрьзи по несколько раз (тем более что за это деньгу или что-то из инвентаря или даже корову давали новокрещену), а вот язычество по древнее будет :) Так что надо больше не храмов строить, а капища со священными рощами восстанавливать тогда :))))
Всегда потешался над стоном РПЦ по расстрелянных кровавым Сталиным священников - всегда спрашиваю таких защитников - сколько РПЦ за 1000-летнюю историю было уничтожено языческих волхов/жрецов, еретических богословов (пятидесятники, молокане, староверы и т.д.) и простых язычников?  Я думаю кровавый Сталин даже миллионной части этих жертв не достиг, хотя он не агнец в белых одеждах. И вопрос - вот Сталин уничтожил очень много священников - каким тогда образом началось богослужения в храмах СССР, начиная с 1943 года? Ведь всех как бы уничтожили?
2. Про Степана Разина и Пугачева. Если я правильно понял, автор придерживается мнения Соловьева, что  Разин и Пугачев - прежде всего разбойники. Вопрос в чем - разбойников много, а вот народное восстание поднять немногие будут. Понятно, что власть они при победе не удержали и вероятнее всего из победа была большим злом. Но вопрос - а с чего люди за ними пошли, с чего открывались служилыми люди ворота Атемарской и Саранской крепостей? Не с того, что как и сейчас наша "горячо любимая элита наверху" любила жрать в три горла, сдирая с народу три шкуры  - тогда ведь нефти не было. Вообщем, ИМХО истина где-то посередине между соловьевской оценкой разбойники и советской оценками вожаками народного восстания.
3. Сейчас в РФ патриоты и либералы обсуждают как Дерипаска готов отдать все что угодно (хоть гражданство, хоть религию), чтобы только санкции сняли - бабло есть бабло. Так и в истории нашей страны такое же было, только меняли тогдашнее бабло (землю с людишками) на религию и даже как бы гражданство. Ведь территория современной Мордовии в XVII веке входило Касимовское ханство (поправили меня - Земли Касимовского ханства не входят в состав современной Мордовии. Но на территории современной Мордовии было множество земель служилых татар. И да, территория Касимовского ханства была населена мордвой) и многими землями владели татарские мурзы, которые перешли на служение Московского государства. Как Казанское и Астраханское ханства разгромили и вошли они в состав Московского государства и верность татарских мурз уже так не нужна была - вдруг всполошились - это как же магометанин владеет православными холопами??? И тут вопрос ребром поставили и оказывается за веру-то и не сильно держаться - бабло сильнее имеет власть. Вероятно был процент истинно верующих, которые отказывались креститься и далее на восток сбегали к правоверным своим (а кого-то на поселение отправляли, когда ловили), а большинство, не смущаясь, перекрестились.
img042
В итоге: книга хорошая - для много чего было интересного, так как период для меня малознакомый, рекомендую для чтения, а интерпретация фактов всегда у разных исследователей была разная :)))
Tags: Лытдбр, Мордор, Рецензия, Юмор
Subscribe

  • Внесу и я свои 25 копеек (с)

    Тут значит опубликовали закон отменяющий приказ № 181 Сердюкова о рассекречивании и потом МО РФ, теряя штаны, с криками носилось отбиваясь от…

  • Портсигар Соколов В.Я.

    Недавно удалось провести сверку медальонов и именных вещей со смоленскими поисковиками и они выслали сканы медальонов и фото именных вещей…

  • 40

    Вот и 40 лет. Пока жЫв, относительно здоров! Еще относительно бодр и относительно оптимистичен! Продолжаем полет по жЫзни дальше!!!

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments