mordig81 (mordig81) wrote,
mordig81
mordig81

Categories:

Таран заместителя командира авиаэскадрильи Н.В. Боровской на самолете ЛАГГ-5 23 августа 1942 года

Попытаюсь разобраться с тараном немецкого бомбардировщика Ю-88 заместителем командира авиационной эскадрильи 49-го иап 234-й иад старшего лейтенанта Н.В. Боровской (фото не нашел) на самолете ЛАГГ-5 23 августа 1942 года.

1. В Оперсводка № 79 к 23,00 23.8.1942. Штаба 234 иад. Сирено Завод. (ЦАМО, ф. 20217, оп. 1, д. 8, л. 41.)
(...)
3. 49 киап с 07,35 – 17,50 выполнял задачу, поставленную дивизии.
Воздушных боев – 6. Сбито 3 Ю-88 и 2 Ме-109ф. Подбито 2 Ме-109ф и 1 Ю-88.
07,50 в районе Госьково, Сорокино на высоте 2500 м 6 ЛАГГ-5 вели воздушный бой с группой до 40 Ю-88 и 17 Ме-109. Бой длился 30 минут. Сбито 3 Ю-88 и 2 Ме-109ф капитаном Коломиным и младшим лейтенантом Ходун и сержантом Ольховский. Самолеты упали - один у Железница, второй у Госьково и один в районе Сорокино. Подбит 1 Ю-88 и 2 Ме-109ф.
Летало 9 самолетов. (…)
Потери: с боевого задания не вернулись заместитель командира авиаэскадрильи старший лейтенант Боровской Николай Васильевич (самолет № 111) (...)

2. Оперсводка № 80 к 23,00 24.8.1942. Штаба 234 иад. Сирено Завод.(ЦАМО, ф. 20217, оп. 1, д. 8, л. 42.)
(...)
В ОС № 79 от 23.8.1942 сообщалось о не вернувшихся с боевого задания по не выясненной причине заместителя командира авиаэскадрильи 49 киап старшего лейтенанта Боровской Николай Васильевич (..)
Установлено: старший лейтенант Н.В. Боровской во время воздушного боя в районе Волосово столкнулся с Ю-88. Самолет старшего лейтенанта Боровского разрушился в воздухе, а сам он спустился на парашюте и приземлился на западной окраине Волосово. 24.8.1942 прибыл в свою часть. Пилот легко ранен. Бомбардировщик противника в результате столкновения загорелся и упал в районе Волосово.
---
3. Исторический формуляр 49-го иап (ЦАМО, ф. 49 иап, оп. 795201, д. 1):
23 августа 1942 года
7,35 шестерка ЛА-5 под командованием капитана Коломина при выполнении здания по прикрытию своих войск в районе Гаськово (Госьково) - Озерна вели воздушный бой с сорока Ю-88 и 17 Ме-109ф. В результате воздушного боя сбиты Ю-88 капитаном Коломиным в паре с ст. лейтенантом Симоновым (из 523-го иап - авт.) и 1 Ю-88 сбил лично капитан Коломин, 1 Ю-88 сбит мл. лейтенантом Ходун, подбит 1 Ю-88 сержантом Ольховским.
Старший лейтенант Боровской был окружен плотным кольцом вражеских самолетов, видя, что его могут легко сбить на скорости врезается в Ю-88 в результате чего бомбардировщик противника рассыпается на куски, самолет Боровского тоже и самого Боровского выбрасывает на парашюте, приземлился на своей территории, при таране имел ушибы.

4. Наградной лист на орден "Красное Знамя" от 15 декабря 1942 года:
(...) Во время воздушного боя 23.8.42 года с превосходящими силами противника был ранен и попал в кольцо атакующих самолетов противника, тов. Боровской казалось бы из безвыходного положения нашел выход, на скорости произвел таран бомбардировщика "Ю-88" и в результате которого последний загорелся и рассыпался на куски, тов. Боровской из полуразвалившегося самолета сильным ударом был выброшен и затяжным прыжком на парашюте приземлился в расположении своих войск.

5. ЖБД 523-го иап (ЦАМО, ф. 22752, оп. 0036292с, д. 8, л. 67)
(вылетал) командир авиационной эскадрильи Симонов с группой летчиков 49-го киап (с целью) уничтожение авиации противника в районе Га/оськово. Взлет 07,35, посадка 08,22. В районе прикрытия вели воздушный бой с 12 Ю-88 и 6 Ме-109. В результате боя в 07,58 старшим лейтенантом Симоновым с капитаном Коломиным (49 киап) сбит "Ю-88". Упал в районе Сорокино.
-----
Выше приведены основные советские документы, которые обнаружены автором - отсеяно лишь несколько где говорится, что таран произведен 22 августа (большинство документов указывают на 23.08), также документ о выплате Н.В. Боровской деньги за немецкий бомбардировщик, сбитый 23 августа 1942 года. Попробуем восстановить картину боя с привлечением немецких документов - с разу отмечу со многими предположениями:
В 07,35 взлетают с аэродрома Рысня 7 советских истребителей (6 ЛАГГ-5 (капитан Коломин, ст. л-ты Боровской, Цыганов, мл. л-т Ходун, ст. с-т Разинов и с-т Ольховский) и 1 ЛАГГ-3 (ст. л-т Симонов)) и в 07,50 выходят в район Сорокино - Госьково - Озерна атакуют группу немецких бомбардировщиков (от 12 до 40) и истребителей (от 6 до 17). Если правильно определены последние как Ме-109ф, то вероятно встречена сразу группа из Bf-109 G-2 из состава I/JG 52 и II/JG 54.
Стоит отметить, что шел второй день контрудара советских 3-й ТА, 16-й и 61 А ЗапФ против фланга атакующей немецкой 2-й ТА (операция "Wirbelwind") - и немецким командованием как всегда использовалась авиация для остановки контратакующих советских частей. И ей это в дальнейшем удалось.
Советские истребители последовательно сбивают три Ю-88 - которые цепочкой падают у Сорокино, далее Госьково и наконец Железница, что не подтверждаются данными 6-го отдела квартирмейстерства Luftwaffe за 23 августа. При этом какая-то часть советских истребителей ведет бой с немецкими истребителями - и Н.В. Боровской в этом бою получает легкое ранение - возможно повреждение получил и его ЛАГГ-5. Возможно его визави с немецкой стороны был Bf-109 G-2 Макс Штотц (Ofw. Max Stotz) из 4-й эскадрильи/штаффеля II группы JG 54 - именно в 08,03 по московскому времени заявил победу над Curtiss P-40 (так ЛАГГ-5 только проходил фронтовые испытания, то немцы называли советские самолеты от И-180 до указанного американского истребителя) в квадрате 54262 (район Хлыстово - Киреевское 2-е Козельского района ныне Калужской области) на высоте 3500 метров. Советский поврежденный истребитель возможно ушел в пике в юго-западном направлении (вот поэтому его товарищи не видели что с ним произошло - авт.) и через 9,5 км в районе Чернышино "влетел" в группу немецких бомбардировщиков, которые осуществляли бомбометание по тылам советской 342-й сд 61 А. Понимая, что вероятно нужно будет совершать вынужденную посадку, старший лейтенант таранит немецкий бомбардировщик. Возможно им был  He-111H-6 3./KG 4 Wnr. 7611 с бортовым кодом 5J+JL. Выходящий на большой скорости из пике советский истребитель врезается в немецкий бомбардировщик столь быстро, что для других экипажей показалось, что последний взорвался в воздухе и причиной этого они посчитали попадание авиабомбы с другого немецкого бомбардировщика. Произошло это по немецким данным в квадрате 5429 (если предположить недостающую цифру в 1, то есть 54291, то это район Чернышино Козельского район Калужской области) - пропали без вести: Lt. KAHLER, Steffen. ( 11.03.22), Fw. KANIA Paul, Ogefr. VRABETZ Hans и Ogefr. BOGNER Vinzenz.
В то же время в гешихте KG 4 сообщается, что при налете на скопления автомобилей в районе восточнее Ржева (ошибка – авт.) 23.8. самолет 3-й эскадрильи с тактическим обозначением 5J+LL попадает под вереницу бомб другого самолета и падает вместе экипажем лейтенанта Кахлера; они также жертва неутомимого стремления военной авиации помочь (немецкой) армии в его ожесточенной борьбе против наступающего противника.
Нашего же старшего лейтенанта Н.В. Боровской выкидывает из полуразвалившегося самолета и в затяжном прыжке с парашютом приземлился на западной окраине Волосово (ныне Волосово - Звягино), то есть в в 8,5 км северо-западнее Чернышино. 24 августа возвращается в свою часть, а в дальнейшем немецкий бомбардировщик засчитывают ему, выплачивают деньги и награждают орденом "Красное Знамя".
Стоит отметить, что немецкий самолет сразу "по обычаю" записывается советскими зенитчиками ближайших частей на свой счет:
1) В наградном листе наводчика зенитной батареи 50-й тбр 3-го красноармейца Петрина Иванв Васильевича: 23.8.1942 г. при отражении атаки самолетов противника, которые пытались уничтожить батарею был сбит самолет Ю-88, который в воздухе с экипажем взорвался.
2) В наградном листе наводчика 2 орудия 1-го огневого взвода 302-й озаб 342-й сд красноармейца Власова Сергея Михайловича: 23 августа 1942 года в 12,30 часов над охраняемым объектом батареи появилась группа вражеских бомбардировщиков Хе-111. Наводчик тов. Власов первым открыл огонь по вражеским самолетами и в результате точных попаданий один вражеский бомбардировщик Хе-111 запылал в воздухе и рухнув на землю в 2500-3000 метрах западнее пос. Рудневский (сам НП в 2,5 км северо-западнее Чернышино - авт.), где и подорвался на своих собственных бомбах. В последнем случае смущает время, которое как минимум на 4 часа позже даже посадки советских истребителей.

Вот такая попытка реконструкции, где-то с фантазией и возможно "натягиванием совы на глобус" - возможно позднее появятся еще какие-то pro et contra моей версии тарана старшего лейтенанта Николая Васильевича Боровской. В дальнейшем он провоюет в своем полку до Победы, повысив свой счет до 8 лично сбитых и 3 групповых побед, будучи награжден 3 орденами Красного Знамени, Орденом ОВ 1 степени и 2 орденами "Красная Звзеда". Погибнет он 9 августа 1946 года в авиационной катастрофе.

Замечания, дополнения и конструктивная критика приветствуется - не надо заходить так далеко как комментаторы моего предыдущего поста. :)))
Tags: Авиация, Война, Козельская наступательная операция, НАРА/Бундесархив, ЦАМО/память народа
Subscribe

  • Перевод ЖБД 2 мп 2 тд за 17.11.1941

    Френд fedin_alek123 сделал перевод ЖБД 2 мп 2 тд за 17 ноября 1941 года - разрешил выставить у меня: 17.11.1941 Утром туман, днём…

  • Внесу и я свои 25 копеек (с)

    Тут значит опубликовали закон отменяющий приказ № 181 Сердюкова о рассекречивании и потом МО РФ, теряя штаны, с криками носилось отбиваясь от…

  • Портсигар Соколов В.Я.

    Недавно удалось провести сверку медальонов и именных вещей со смоленскими поисковиками и они выслали сканы медальонов и фото именных вещей…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

  • Перевод ЖБД 2 мп 2 тд за 17.11.1941

    Френд fedin_alek123 сделал перевод ЖБД 2 мп 2 тд за 17 ноября 1941 года - разрешил выставить у меня: 17.11.1941 Утром туман, днём…

  • Внесу и я свои 25 копеек (с)

    Тут значит опубликовали закон отменяющий приказ № 181 Сердюкова о рассекречивании и потом МО РФ, теряя штаны, с криками носилось отбиваясь от…

  • Портсигар Соколов В.Я.

    Недавно удалось провести сверку медальонов и именных вещей со смоленскими поисковиками и они выслали сканы медальонов и фото именных вещей…