mordig81 (mordig81) wrote,
mordig81
mordig81

Categories:

Шипов Алексей Кириллович

Пятое место в рейтинге асов принадлежит Шипову Алексею Кирилловичу, который родился в 1920 году в д. Телимерки Теньгушевского района ныне Республики Мордовия. В 1939 году он вступил в ВЛКСМ и в 1940 году Теньгушевским РВК был призван в ряды РККА. На фронт младший лейтенант А.К. Шипов прибыл 3 февраля 1943 года на самолете Ла-5 в составе 297-го иап. Последний прикрывал войска Брянского, а затем Центрального фронта.
Отважный подвиг совершил тов. Шипов 6 августа 1943 года. Прикрывая наземные войска в районе Белгорода, то Шипов увидел дерущегося одного Ла-5 с 4-мя Ме-109. Он немедленно поспешил на выручку своему товарищу. В завязавшемся воздушном бою сбил одного Ме-109, но подоспевшими еще двумя Ме-109 был сбит и сам. При этом молодой летчик получил ранение в голову. Восстановившись после ранения, до 13 октября 1943 года он произвел 50 боевых вылетов, из которых 18 на разведку противника, 10 на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков – 10 и 22 на прикрытие наземных войск. 20 октября 1943 года приказом 302-го иад летчик 297-го иап младший лейтенант А.К. Шипов был награжден орденом «Красная Звезда».
8 июня 1944 года лейтенант А.К. Шипов в воздушном бою лично сбил немецкий истребитель ФВ-190 в районе южнее Ларга. За боевые успехи 2 июля 1944 года 297-й иап был преобразован в 179-й гвардейский истребительный авиационный полк. Через полтора месяца после этого командир звена 179-го гвиап гвардии лейтенант А.К. Шипов отметил высокое звание гвардейца сбитым немецким самолетом. 22.8.1944, прикрывая наземные войска в районе ПАДУ-ИЛОАЭЙ, он заметил приближающуюся группу самолетов противника. 6 Юнкерсов-87 в сопровождении 6 ФВ-190 шли бомбить наши наземные войска. тов. Шипов первым врезался в строй «Юнкерсов» и сбил ведущего группы. Немецкий самолет упал в районе южнее Валя Урсулуй.
К 12 сентября 1944 года командир звена 179-го гвиап гвардии лейтенант А.К. Шипов совершил с момента награждения орденом «Красная Звезда» еще 30 боевых вылетов, из них 20 на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков, 9 на прикрытие наземных войск и 1 на «свободную охоту». Провел за указанный период 6 воздушных боев, в которых сбил два немецких самолета – 1 Ю-87 и 1 ФВ-190. 10 октября 1944 года приказом 3-го гвиак гвардии лейтенант А.К. Шипов был награжден орденом «Отечественная война II степени».
Но еще до выхода приказа о награждении 23 сентября 1944 года гвардии лейтенант А.К. Шипов еще раз отличился: 25.9.44 (так указана дата в наградном листе – авт.) в составе 6 Ла-5 вел воздушный бой с самолетами противника 18 Ю-88 прикрываемых 9 Ме-109. В этом бою он проявил исключительную взаимную выручку и лично сбил 1 Ме-109. Немецкий самолет упал в районе Мечешти.
Пятый и последний немецкий самолет, ФВ-190, гвардии старший лейтенант А.К. Шипов сбил лично 20 февраля 1945 года в районе южнее Барт. С 12 сентября 1944 года по 20 мая 1945 года им было совершено 86 боевых вылетов, из них 21 на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков, 38 на прикрытие наземных войск, 18 на разведку войск противника, 5 на «свободную охоту» и 4 на штурмовку войск противника. 6 июня 1945 года приказом 5 ВА гвардии старший лейтенант был награжден орденом «Красное Знамя».
Всего за годы Великой Отечественной войны гвардии старший лейтенант А.К. Шипов совершил 131 боевых вылета и лично сбил 5 немецких самолетов. К сожалению, автору неизвестна послевоенная биография летчика, но 6 ноября 1985 года в своем родном селе Телимерки был награжден орденом Отечественной войны I степени.
Tags: Авиация, Мордор, ЦАМО/память народа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment