mordig81 (mordig81) wrote,
mordig81
mordig81

Categories:

Считаем немецкие потери в операции Wirbelwind вместе с Фольксбундом. Часть 3.

Итак получено почти 90 % соотношения данных БД ФБ, которые я выбрал, и данными 2 ТА за 11-20 августа 1942 года. То есть большую часть как бы из ФБ удалось вытащить, но при анализе по дивизиям выходит немного другая картина:
9-я тд
период 13-18 августа, так как с 19 августа большая ее часть вела бой в лесу восточнее Колодези вместе с 17 и 9 тд.
в БД ФБ данные были найдены только с 14 августа (хотя по донесению дивизии 13 августа она потеряла 2 убитыми) по 18.8:
111 человек, по списку дивизии за 13-18.8 - 129 человек, то есть 86 %.
Кроме того, по списку кладбища Жилково 9-я тд выявлено 3 человека, которых нет в ФБ.
Из офицеров за указанный период 13-18.8 - 3 в ФБ есть, 2 нет, то есть 60 %.
По офицерам за период 13-20.8 - 4 в ФБ есть, 4 нет, то есть еще ниже 50 %.
11-я тд
период 11-20 августа
в БД ФБ - 322 человек, а вот по данным Verlusteliste 11 PD - 251 человек, то есть 128 %. При этом данные 2 PzA по 11-й тд еще ниже - 217 человек.
Разночтение я думаю связано с нештатными и приданными частями (Kradschützen-Lehr-Bataillon, 630-й сапб и II дивизион 41-го ап в течение 11-20.8), в то же время есть основания полагать что превышение также связано с умершими от ран. Но все равно вопросы есть.
Вопрос как учитывались потери нештатных частей?
Из офицеров 11-й тд за указанный период 11-20.8 - 20 в ФБ есть, 2 нет, то есть 90 %.
17-я и 19-я тд
Сложность в том что переподчиняли они друг другу свои подразделения - 63-й мп с 17-м мцб 17-й тд с 12 по 14 августа был в подчинении 17 тд, затем 17-й тд 19.8 подчинили 19 мцб, а уже 20.8 к ней пробилась группы Брунса (27-й тп, 74-й мп).
Посмотрим потери 19 тд по моей выборки из БД ФБ за период с 11 по 17 августа, при этом отмечу что 63-й мп с 17-м мцб 17-й тд с 12 по 14 августа был придан дивизии: 101 человек, по данным XXXXI PzK 109 человек, то есть 93%.
Однако, если за период 11-20 августа суммировать данные потерь 17-й и 19-й тд (данные которые я вычислил по БД ФБ) и вычесть известные данные 9-й тд и 134-й пд (данные дивизий), то получиться данные 276 человек против 323 человека (по данным 2 PzA), то есть 85 %.
Из офицеров 17-й тд за указанный период 11-20.8 - 5 в ФБ есть, 4 нет, то есть 44 %.
Из офицеров 19-й тд за указанный период 11-20.8 - 4 в ФБ есть, то есть 100 %.
20-я тд и 296-я пд
С 20-й тд тоже непросто - вступила в бой 12 августа и ей был придан 520-й пп 296-й пд, соседом справа была 296-я пд.
В результате выборка потерь по БД ФБ 20 тд за 11-20 августа 1942 года: 55 человек при 132 человек по данным 2 PzA, то есть 41%.
В то же время по 296-я пд, соседа 20-й тд справа, за вышеуказанный период по выборке нас. пунктов - 150 при 106, то есть 150 %.
Итого если суммировать данные, то получается 205 против 235, то есть 88 %.
Из офицеров 20-й тд за указанный период 12-20.8 - 3 в ФБ есть, 3 нет, то есть 50 %.
Из офицеров 296-й пд за указанный период 11-20.8 - 4 в ФБ есть, то есть 100 %.
26-я пд
Данная пехотная дивизия лидер по потерям личного состава в операции "Wirbelwind" - согласно моей выборке по БД ФБ за период 11-20 августа 1942 года получилось "выловить" 351 человека против данных 2 PzA 436 человек, то есть 78 %. Однако, провал по потерям приходиться на 11 августа - по БД ФБ я нашел 32 человека, тогда как по данным дивизии 90 человек. Не понятно почему я их не выбрал по базе, так как нас. пункты специфические - Госьково, Железница и Блинов. Однако по Железница где шел самый ожесточенный день - я отобрал лишь двух человек, вероятно провал приходиться именно на Железница.
Если взять период 12-20 августа 1942 года то соотношение уже другое - 312 на 346, то есть уже 90 %.
Из офицеров 26-й пд за указанный период 11-20.8 - 12 в ФБ есть, 3 нет,  то есть 80 %. При этом есть два умерших от ран офицера, которые я не включил в подсчет - один был ранен 11, умер 13 августа - при этом указана санитарная рота 56-й пд??!! второй ранен 18 - умер 19 августа в санитарной роте 26-й пд.
52-я пд
Ее потери очень хорошо вычисляются по кладбищам. С 11 августа ей были подчинены часть подразделений 42-го и 750-го сапб, с 12 августа по 16 - батарея 600-го дшо, с 15 августа по 20 - 445-й пп 134-й пд.
Согласно моей выборке по БД ФБ за период 11-20 августа 1942 года получилось "выловить" 319 человек против данных 2 PzA 313 человек, то есть 101 %.
Здесь сыграли основную роль приданные подразделения, поэтому приблизительный процент все-таки в районе 90 %.
Из офицеров 52-й пд за указанный период 11-20.8 - 3 в ФБ есть, то есть 100 %.
56-я пд
Дивизии с 11 августа по 15 августа придавался 119-й мп и отдельные подразделения 25-й мд, саперно-штуромовой батальон 2 PzA и др.
Согласно моей выборке по БД ФБ за период 11-20 августа 1942 года только по 56-й пд получилось "выловить" 106 человек против данных 2 PzA 191 человек, то есть 55 %.
Но как всегда есть "нюанс" - если прибавить данные 119-го мп 25-й мд и взять период 11-15 августа, то получается уже 126 против 125 (данные 56-й пд), то есть 100,8 %. Но здесь обращу внимание например, что например 12 августа саперно-штурмовой батальон 2 PzA потерял безвозвратно 6 человек, столько же потеряла 56-я пд. Таким образом, за период 11-15 августа удалось добиться 90 %, а вот дальше начинается "кордебалет"  - с 16 по 20 августа всего 35 человек, тогда по данным 56-й пд она потеряла 121 человека, то есть всего удалось выловить 28 % потерь. Такое чувство что в БД ФБ отсутствует одно крупное кладбище или я упустил какой-то нас. пункт - хотя они все мелькают Богдановка, Мызин, Сметская, Сметские Выселки, Кумово.
Возможно на отсутствующее кладбище указывают потери офицеров 56-й пд за период 11-20.8 - 1 в ФБ есть, 6 нет, то есть 14 % потерь офицерского состава дивизии есть в ФБ. Еще один возможно офицер 56-й пд раненный 14 умер 15 августа в санитарной роте 11-й тд.
112-я пд
В течение 11-12 августа 1942 года проводила дезинформацинное наступление с целью отвлечь внимание командования 61 А.
Согласно моей выборке по БД ФБ за период 11-20 августа 1942 года получилось "выловить" 75 человек против данных 2 PzA 71 человек, то есть 105 %.
Учитывая что в наступлении участвовали две усиленные батальонные группы, то вероятно остальные потери - это потери от огневого воздействия советских войск на "спокойных" участках обороны 112-й пд.
134-я пд
Дивизия 11 августа была второй по потерям после 26-й пд, в дальнейшем с 15 августа 445-й пп был подчинен 52-й пд, а с 19 августа сначала 446-м пп, а затем и остальными подразделениями кроме 445-го пп участвовала в лесном массиве восточнее Колодези. Поэтому потери будут считаться с 11 до 18 августа, при этом потери 445-го пп из-за населенных пунктов относится к потерям 52-й пд.
Согласно моей выборке по БД ФБ за период 11-18 августа 1942 года получилось "выловить" 130 человек против данных самой 134-й пд (включая 445-й пп) 118 человек, то есть 110 %. Учитывая что в последнюю цифру, 118 человек, включены потери 445-го пп (8-10 человек), то процент еще выше. По мнению автора превышение связано с тем, что были обнаружены пропавшие без вести - 25 человек, на это например указывает данные о захоронении пропавшего без вести врача Кнехта. Также по данным ФБ 18 августа был похоронен офицер 134-й пд Ullmann/Uhlmann, который значится погибшим 11 августа.
Из офицеров 134-й пд за указанный период 11-18.8 - 9 в ФБ есть, 1 нет, то есть 90 %.
211-я пд
Дивизия усиленным полком содействовала наступлению 52-й пд.
Согласно моей выборке по БД ФБ за период 11-20 августа 1942 года получилось "выловить" 90 человек против данных 2 PzA 106 человек, то есть 84 %.
В то же время если взять данные отчета дивизии за 11-15 августа - 76 человек и сравнить с данными моей выборки 73, то получается 96 %.
Из офицеров 211-й пд за указанный период 11-20.8 - 2 в ФБ есть, то есть 100 %.
------
Как видим разброс большой от 128 % до 55 %, но по 17-й и 19-й тд удалось добиться 85 % хотя ставилось цель 90 %, в то же время надо учитывать потери армейских и корпусных частей приданных двум последним дивизиям и фактор умерших от ран. С другой стороны, даже 80 % позволит приблизительно нарисовать диаграмму потерь за дни с 11 по 20 августа 1942 года так точная цифра потерь за указанный период известна.
-----
Пару советов кто пойдет моим путем:
1) Вам постоянно будут встречаться ошибки и опечатки, примите это за данность. Когда будете искать определенного человека не забудьте использовать интересную функцию (работает только при немецком языке) - phonetische Suchfunktion. Иногда позволяет найти искомое - ну и не забудьте про двойные имена.
2) При работе с пофамильным списком возьмите за правило "раскрывать/закрывать" умлауты - то есть в фамилии буква ü - вначале зайбете и поищите как написано, а затем замените ее на сочетание ue, ö - oe, ä - ae, ß - ss и наоборот.
3) Надо хорошо знать нас. пункты своего района, включая и тыловые при начале наступления для немецких дивизий. Поэтому такой путь более-менее доступен для небольших по глубине немецких наступления или наоборот при небольших советских наступлений. Боюсь для рывков немецких танковых дивизий летом 1942 года это будет нереально.
4) В любом случае Вы не добьетесь 100 % результата, поэтому подумайте надо ли тратить свое время на выборку из БД ФБ.
----
Ну и остались еще вопросы у меня по учету немецких потерь - может кто из френдов поможет:
1) Как считали обнаруженных убитыми/раненными пропавших без вести? Понятно, что например многие списки потерь заполнялись позднее, там могли поправить данные.
Также как считали умерших от ран? Вот например вышеуказанные офицеры 26-й пд - он учтен как раненный для дивизии, но затем умирает через несколько дней в санитарной роте своей дивизии - как происходит переучет?
2) Присвоение посмертных следующих офицерских званий? (в див. списке или списке армии - старший лейтенант, в ФБ - капитан). Всем или только отличившимся? Возможно присвоение первого офицерского звания погибшим унтер-офицерам кандидатам в офицеры?
3) Офицеры отсутствующие в списке офицеров 2 PzA - возможно у кого-то есть какие-то мысли:
Jost Walter / Leutnant / 02.11.1920 Marburg / 11.08.1942 / Chatkowo an der Reseta / Chotkowo / Shisdra - Russland (кладбище 52-й пд)
-----------
zur Nieden Herbert Leutnant der Reserve 30.11.1910 Hagen-Haspe 14.08.1942 H.V.Pl.,Sanko 1/26 Duchowschtschina (санрота 26-й пд)
---------
Schulte Wilhelm Oberleutnant 10.10.1921 Lippstadt 14.08.1942 Feldlaz.m. 615 in Orel Orel - Russland (возможно ранен до начала немецкого наступления и умер уже в госпитале)
------------
Denner Herbert Leutnant 28.05.1903 Kahla 16.08.1942 Oserny Oserny - Russland (кладбище 52-й пд)
----------
Höckner Otto Hauptmann 22.08.1890 Plauen 16.08.1942 S.K. 2/211 H.V.Pl.Paliki/Shisdra Petrowka / Shisdra - Russland (кладбище )
-------------
Buschner Walter Fritz Leutnant 08.02.1914 Buchholz 19.08.1942 Bei Glinnaja-Gretnja Glinnaja / Shisdra - Russland (в Глинной хоронили погибших 17, 19-й тд, 9-й тд)
-----------------
Krüger Klaus Oberleutnant 02.05.1922 Osnabrück 20.08.1942 Feldlaz. 112 mot. in Bolchow Kursk - Besedino (112-й пд)
----
Будет еще дополнитальная часть. :)
Tags: wirbelwind, Война, Долгострой, Снос мозга
Subscribe

  • Внесу и я свои 25 копеек (с)

    Тут значит опубликовали закон отменяющий приказ № 181 Сердюкова о рассекречивании и потом МО РФ, теряя штаны, с криками носилось отбиваясь от…

  • За бесплатно нельзя, а за плату можно!

    Тут Архивному Дозору ответил некий нам "не товарищ" Падерин - интересное письмо. Самое главное что там ссылаются на выигранное дело по…

  • Узнал новое

    Знающие люди про ЦАМО просветили - допросы немецких пленных на участке ЗапФ 1941 - 1943 года сгруппированы по немецким дивизиям и хранятся в РО ЗапФ,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments