Верхний пост

Будет заполняться по мере надобности.
Пока ссылка на мою страницу в Самиздате - http://samlib.ru/c/chernjaew_igorx_aleksandrowich/


------------
Для вставки фотов комментариях - <имдж src=" " />
Советские и немецкие командиры
Решил выставить список советских и немецких командиров, участвовавших в операции "Wirbelwind" и Козельской наступательной.
Может кто-то из френдов или посетителей моего журнала подскажет отсутствующих,
поправит информацию или поделится фотографией указанных ниже лиц.
Collapse )
Collapse )

Части усиления 16, 61 А и 3 ТА (рабочий пост)

16-я А
15-й гв. гап РГК (на 1.8.42 - 20 А),  23 августа 1942 года упоминается в сводке артиллерии ЗапФ на участке 16 А, 24 122 м гаубицы
Командир - гвардии майор/подполковник Зябликов Сергей Васильевич
311-й гап/81 пабр 14.09.1943/ (на 1.8.42 - 10 А) - прибыл 19 августа 1942 года в район Алешинка, Остроганка. 18 152 мм ПГ 37 г.
Командир - подполковник Аксенов Григорий Павлович

Collapse )

Ночные ведьмаки называемые немцами "воронами"

Все хорошо знают про 46-й гвнбап в годы ВОВ, чьих летчиц противник якобы назвал "Ночными ведьмами". А ведь большая часть нбап состояла из мужских экипажей на У-2. тогда их стоит называть "ночными ведьмаками"!!! А немцы называли их "воронами" (Nebelkrähen), в некоторых справочниках пишут что это военный жаргонизм как раз наших У-2.
И небольшая подборка документов результативности налетов экипажей 213-й нбад в период за августа 1942 года по советским и немецким источникам:
В ночь на 15 августа 1942 года:
Основное направление ударов 213-й нбад было перенесено по дорогам наступающего клина XXXXI PzK – Ожигово, Слободка, Дебри, Дурнево, основное усилие на дороге Дебри – Сорокино и от Старица до Белый Верх. Так же не оставляли предыдущий район – бомбардированием уничтожить подходящие резервы противника на выходящих дорогах из Болхов на Поздняково и Болхов – Ягодная. В течение ночи на обоих флангах Западного фронта было произведено самолетами 213-й нбад 200 самолетовылетов, в которых было израсходовано 115 ФАБ-100, 338 ФАБ-50, 380 АО-25, 80 АО-15, 96 АО-10, 6 ЗАБ-2,5, 120 ЗАБ-1, 11 САБ-25, 50 САБ-3, 3 ФОТАБ и 1315 патрон. По результатам можно предположить, что основным направлением стало левое крыло Западного фронта: уничтожено и повреждено до двух автомашин с боеприпасами в районе Ягодная, до двух автомашин севернее Болхов и разведчиками до 5 автомашин на разных участках дорог. Вызван один сильный взрыв 500 метров южнее Дебри, уничтожено до двух точек минометов в районе Сорокино. Отмечены прямые попадания (…) Сорокино – 6, Дурнево – 3 (…). Успешное бомбометание советских ночных бомбардировщиков подтверждается документами 119-го мп 25-й мд. Указанный немецкий мотопехотный полк от налета советской ночной авиации в 05,15 15 августа 1942 года в Сорокино потерял 6 человек убитыми и 6 раненными, а также 1 150 мм тяжелое пехотное орудие и мотоцикл.
В ночь на 20 августа 1942 года:
В течение ночи на 20 августа 1942 года 213-м нбад произведено 172 самолета вылета силами 74 самолетов (6 СБ, 11 Р-5, 41 У-2), израсходовав 170 ФАБ-100, 133 ФАБ-50, 396 АО-25, 71 АО-15, 56 ЗАБ-2,5, 8 ЗАБ-50, 16 САБ-25, 2 САБ-15, 25 САБ-3. Кроме того, этой же ночью 5 У-2 875-й сап 61 А произвели 12 самолетовылетов и сброшено 7 ФАБ-50, 30 АО-25, 12 САБ-3 и 10000 листовок. По наблюдениям экипажей (213-й нбад – авт.) в результате бомбардирования вызвано два больших взрыва в пункте Старица, повреждена дорога Старица – Белый Верх и вызван один взрыв большой силы в пункт Белый Верх. Вызвано 3 очага пожара на окраине пункта Белый Верх, там же вызваны два сильных взрыва. (…) Вызван один взрыв у пункта Уколицы и отмечены прямые попадания в автоколонну в районе Уколицы (…) Отмечены до 190 прямых попаданий по пунктам Дубна, Глинная и в районе этих пунктов.
С немецкой стороны подтверждаются успехи советской бомбардировочной авиации: кампфгруппа Шеффлера из 20-й тд потеряла в ночь на 20 августа от бомбежки 5 человек убитыми и 13 раненными, а еще 10 человек были ранены из состава 56-й пд. При этом в ЖБД 59-го мп 20-й тд дополняется: ночами довольно значительная активность авиации противника, которые вызывают немалые потери в людях и транспортных средствах. При этом по немецким данным 18 советских ночных бомбардировщиков использовали лишь 22 авиабомбы.

В ночь на 27 августа 1942 года:
Из гешихта 20 тд: Следующей ночью на 27.8 советы атаковали. При этом, большинство стрелков, попавших в необычный бой в темноте, внезапно потеряли уверенность в себе. Они покинули свои позиции, что неизбежно повысило потери. При подрыве нескольких танков на поставленных саперами минах удалось занять позиции стрелков снова еще в течение темноты. Затем командир пехотного батальона собрал свои роты на обратном склоне высоты. В этот момент, бесшумно парящий советский ночной бомбардировщик, на беду, приблизился при помощи остановленного мотора и бросил в самый центр собрания бомбу. Это привело к 50 убитым и раненым, как более позднее последствие предшествующих потерь частей. Всего 20-я тд  за 27 августа 1942 года потеряла 13 человек убитыми и 81 раненными.
В ночь на 29 августа 1942 года:
Из гешихта 73 мп 19 тд: они должны отведены быть назад этой ночью до прибытия войск, чтобы они не остались стоять на будущем переднем крае. Перед северным выходом Глинная шоссе образовано из нескольких гатей длиной 100 м. Здесь скапливаются автомобильные колонны. И внезапно в воздухе появляются "вороны". Повсюду вспыхивают их осветительные бомбы, часть территории освещается. Снова и снова их сброшенные бомбы взрываются осколками. Автомобильная пробка на гати прямо-таки притягивает "воронов". Поэтому лейтенант Шувирт решает у 11 указателя направить 2-й батальон через пойму реки ближе к военному мосту. Они отошли едва ли 200 м от шоссе, когда внезапно "ворона" появляется точно над ними. Прежде чем, они смогли найти убежище, одна бомба разрывается по-среди них. Некоторые сразу убиты, остальные получают по ранению, кроме одного, который к счастью оказывается невредимым. Шувирт тяжело ранен в бедро, вокруг себя он слышит крики и стоны раненых, его призывы о помощи тонут в шуме автомобильных двигателей на дороге. Левая нога парализована, и бедро сильно болит. С трудом он встанет на ноги, двигается к шоссе и опять падает. Здесь его находит адъютант батальона, которого он просит, чтобы он осмотрел остальных раненых и отдает указание для организации 2-м батальоном, после чего теряет сознание.

Дневник командира 17-й тд генерал-майора Рудольфа-Эдуарда Лихта

Многим историкам ВОВ известным мемуары Фридолин Рудольф Теодор риттер унд эдлер фон Зенгер унд Эттерлинг "Ни страха, ни надежды", которые немного закрывают "дыру" по оперативным документам 17-й тд за период декабря 1942 года - март 1943 года. Не знаю вел ли немецкий генерал дневник, но точно знаю что он использовал копию ЖБД дивизии. Вероятно был тщеславный человек и перед новым назначением успел заказать копию ЖБД 17-й тд за период командования дивизии - благодаря ему эта копия сохранилась и лежит в BA-MA, тогда как в НАРА сохранился ЖБД с 4 февраля 1943 года.
А вот предыдущий командир 17-й танковой дивизии генерал-майор Рудольф-Эдуард Лихт дневник вел, но такой предусмотрительностью как его сменщик не обладал. При этом дивизия среди немецких частей дальше всех продвинулась вперед в операции Wirbelwind  и именно ее 39-й тп (правда силою четырех танковых рот, сведенных в один батальон) вел танковый бой 19 августа 1942 года захватив на несколько часов Остроганку и Клинцы, но после контратаки советского 9-го тк отошли назад. Двое подчиненных немецкого генерала уровня командиров полков получили Рыцарский крест (командир 39-го тп полковник Отто Бюзинг) и Дебовые Листья к Рыцарскому кресту (командир 63-го мп полковник Герман Зейтц), а вот командир дивизии из-за того что не смог развить прорыв был снят и более элитой вермахта, танковыми дивизиями не командовал, довольствуясь пехотными и авиаполевыми дивизиями.
И к чему я веду речь - в личном фонде генерал-майор Рудольф-Эдуард Лихт в BA-MA обнаружился его дневник. А напомню оперативных документов дивизии до ноября 1942 год не сохранилось. Думаю может что там есть по августу - сентябрю 1942 года - заказал. Но ведь привык, что публикуемые дневники обычно неплохие - то эта одна часть дневников, подробных или расширенных после войны, а на другом конце весов однострочечные дневники, по сути, обычные напоминалки. Да их можно было расширить и расписать, но не все так делали. Заказал я дневник немецкого генерала и пришел, посмотрел на него и понял, что он из последней категории. Ну что ж бывает иногда и 800 - 1000 кадровом ролике НАРА только 10 кадров по твоей теме.
Ниже страница из дневника за период август - октябрь 1942 года:
Collapse )

Мама прими пр(ивет от сы)на Шуры

11 - 12 августа 2000 года наш поисковый отряд работал на эксгумации санитарного захоронения в небольшой рощи посреди поля севернее Кишеевка ныне Думиничского района Калужской области. Захоронение было показано местными жителями - видно было что после войны за ним ухаживали, но затем где-то в 1970-е годы забросили. Время нас тогда поджимало - мы думали что будет небольшое захоронение человек на 20, а подняли тогда 162 бойцов и офицеров РККА. Работали 2 дня, стоял тяжелый запах, чтобы успеть работали при свете костров и в последний день встали в 4 часа утра. И это спешка чуть нам не встала боком - уже ночью первого дня чуть не потеряли одного нашего бойца, Алексея Кузнецова ныне командира самостоятельной Архивно-Поисковой Группы "Броня" - рухнула часть земляной перемычки. Я успел отскочить - наш командир Кручинкин Николай Андреевич успел за секунд 10 до этого заметить, что деревья на перемычке покачнулись (они сухие были, а мы и не заметили) - крикнул. На мою сторону упало, а Алексей оказался как в пещере, но от него из земли торчал только каблук сапога. Мы его выдернули - он на адреналине сигарету Прима одним затягом выкурил.
Кручинкин922
Collapse )

Литвиненко "Цена Победы": немецкие потери

В предыдущем посте paul_atrydes указал на то, что в книге Литвиненко "Цена Победы" последний "совершенно не впечатлил откровенным притягиванием за уши". Я поспорил с ним, а затем засомневался. Потом скачал книгу Оверманса и стал проверять "замечания" Литвиненко к первому (замечания: немецкими языком не владею - распознавал и загонял в переводчик куски текста).
Итак Оверманс по картотеке Volksbund (далее VB) (замечание: есть подозрение что Оверманс уже работал с комп. БД VB, почему же телятся с последними 500 тыс. - видимо там надо уточнять - не нашли ли пбв ганса уже русские/немецкие поисковики или наоборот убитого ганса с его "первого" кладбища перенесли уже на сборное кладбище) высчитал по конец 1944 года на Восточном фронте следующие потери 2,743 млн.: 1,401 млн. убитые, 1,135 млн. пбв и 0,206 млн. другие причины. И он же пишет, что к середине 1944 года недоучет примерно 500 тыс.. а к концу 1944 года - примерно 1 млн. (как он вычислил данную цифру - получается он использовал данные цифровых потерь за указанный период и сравнивал его с данными выборки по картотеке Wast за этот же период) Оверманс считает, что это недоучтенные пбв, а вот у Wirbelwind меня по офицерам выходят что это убитые, в карточки которых предположительно Wast по каким-то причинам не внес данные о смерти. Может конечно это местная аномалия. Вот поэтому Оверманс эти 0,7 млн. (1 млн. недоучета по всем фронтам к концу 1944 (из них Овреманс по своим критериям относит 70 % к войне на Востоке) и 1,1 млн погибших в плену комиссии Машке за период 1941 - 1945 из которых Оверманс учитывает только официальные советские данные в 0,363) включает взаимозачетом в пбв, а их по моему мнению надо наоборот прибавлять, то есть 2,743 + 0,7 = 3,443 млн.
При этом Оверманс не включает в свои цифры потери добровольцев, не учитываемых Wast (на 30.01.1945 - 83 тыс. безв. потерь) как указывает Литвиненко, но почему-то последний за бои февраля - мая 1945 года увеличивает цифру до 0,4 млн. человек, что нереально. Может конечно он посчитал потери Власовцев и остальных коллаборационистов??? Но все равно за 3 месяца такой гигантский скачек потерь? Даже учитывая характер потерь - то на мой взгляд не более 100 - 110 тыс.
Таким образом, общие потери Вермахта до конца 1944 года - примерно 3,54 млн. потерь и затем решающие бои - 0.799 - 0.861 - то есть примерно 4,4 млн. + саттелиты 0,6 млн. (там тоже споры и оценки есть от 0.8 до 1 млн.) = 5 млн. человек. А напомню Михалев с Шабаевым пишут о 4,1, то есть разница 0,9 - 1 млн. То есть с моими предположениями можно говорить о потерях 3 Рейха с саттелитами от 4,1 до 5 млн. человек безвозвратно. То есть при потерях СССР в 11,5 млн. человек - соотношение при 5 млн. - 2,3. Но такими же подсчетами по СССР можно продвинуть планку потерь как пример до 13,5 млн. человек (так не вносят в потери советской стороны 0,119 млн. потери саттелитов Германии перешедших в конце войны на сторону СССР) и обратно соотношение будет как у Михалева с Шабаевым. Но я здесь думаю посмотрим по попытке властей подсчитать потери по новым технологиям с помощью ЭЛАРА и технологии нейронных сетей. Я думаю к 2030 уже цифры будут известны и может новое немецкое исследование уже будет к этому времени.
----
Итак что по книге Литвиненко "Цена Победы", то большинство его замечаний к Овермансу все таки не подтверждаются:
0,4 млн. погибших/пбв добровольцев - выше разбиралось.
Из 2 млн. отправленных в промышленность в годы войны под конец войны часть была вновь отправлена в войска, но почему-то Литвиненко считает, что на основании этого надо повысить цифру призыва??? Карточки на них были оформлены - просто в них дописали что они обратно вернулись в войска, а если сведений в годы войны не поступило - так родственники после войны сообщили в Wast, что да был с завода отправлен в фольксштурм и нет сведений например на 1956 - 1957 год. То есть увеличивать общую цифру призыва не надо.
Два раза плюсует цифру в 0,7 млн. человек - сначала как пленных по комиссии Машке, а потом как пбв.
Так что его цифра в 5,2 - 6,3 не верна, хотя он затем пишет что граничные цифры 4 - 7 млн.
Вообщем Литвиненко я для себя вычеркиваю из исследований, заслуживающих доверия.
---
И да в книге Оверманса как раз расписывается как были подсчитаны потери фольксштурма и гитлерюгенда: до конца 1944 года в военные силы 3 Рейха было призвано 17 060 811 человек согласно карточкам Wast, а после войны это цифра выросла до 18,3 млн. На основании чего - у всех этих старичков и юношей призванных в 1945 году были родственники, которые войны стали обращаться в суды, чтобы их признали погибшими: взяли папу в апреле 1945 года вручили фаустпатрон и отправили на Унтер-Линден и там сосед Ганс видел как его советские танки раздавили или моего сыночка взяли прямо со школы и, вручив штурмгевер, отправили на Зееловские высоты и он не вернулся. а сейчас уже 1960 год идет - все пленные выжившие в советском плену вернулись, а его нет. С другой стороны была часть погибших/пбв у кого не было родственников (сироты, погибли при бомбежках и т.д.), которые не могли заявить о них. Сколько таких было неизвестно, но не думаю что больше 50 тыс. человек. И да получается были выжившие, призванные в 1945 году, которые по каким-то причинам не стали заявлять о своей службе в Третьем Рейхе - и поэтому paul_atrydes и пишет что призыв был на уровне 19 млн., эта разница в 0,7 млн. кто о себе не заявил и кого родственники в силу каких-то причин не разыскивали или сами родственники погибли.
Поэтому все претензии к Овермансу, что не считал фольксштурм/гитлерюгенд и призванные не с территории Германии, кроме добровольцев, не состоятельны.

Вообщем почитать бы Оверманса бы в русском переводе и вообще сделали бы VB свою базу данных как наша ОБД - можно было бы сравнивать данные потерь воинскому соединению как по численным показателям, так и известным биографическим.
Не считаю что выше написанное истина в последней инстанции - может я где-то ошибся. где допустил логическую ошибку или неправильно понял Оверманса или Литвиненко - френды я думаю поправят.

Исаев vs Юлин: немецкие потери

Смотрю ролик "баттла" Исаев aka dr_guillotin vs Юлин - пока досмотрел до 1 часа, впереди еще 2 часа просмотра. Интересен спор между историком и популистом - во многом Исаев обыгрывает соперника. Юлин на вопрос Исаева про архивы интересно ответил, что в ЦАМО ему ездить не надо, ему хватает опубликованных документов (а зачем популисту архивы :)))). Хотя помню говорил в 2014 году с сотрудником ИВИ - он мне пожаловался что многие молодые сотрудники тоже не бывали в ЦАМО, пишут тоже на основе опубликованного.
Однако, в одном моменте с Исаевым я не согласен - по немецким потерям. Он сам упрекает оппонента что тот не использует новые исследования - сам же приводит цифры из исследования Михалева и Шабаева (2002 г.) в 4,1 млн. (3 рейха + саттелитов), в то же игнорируя исследования Литвиненко "Цена Победы" от 2013 года (или у него есть весомая критика. поэтому использовать нельзя???). А ведь последний подробно разбирает ошибки/недоучет Оверманса (жаль что данную книгу наши книгоиздатели не перевели/издали) и остальных подсчетчиков потерь, в том числе и Михалева и Шабаева. И да у Литвиненко потери 3 Рейха грапничные интервальные (да у Оверманса они в основном интервальные с января по май 1945 года) -  от 4 млн. (граница по Овермансу) и до 7,3 млн., а основные интервальные потери - 5,3 - 6,3 млн. Это без саттелитов 3 Рейха (которые Юлин и за ним Исаев называли союзниками). то есть даже по нижней границе 5,3 млн. + 0,6 - 0,7 млн. = 5,9 - 6 млн. потерь. Против 11 млн. советских потерь выходит соотношение 1,9.
Сейчас кто-то скажет что я сову на глобус натягиваю - однако пару лет назад я считал потери немецких частей в операции Wirbelwind по базе данных Volksbund: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4. И вот по офицерам например получается что из 115 человек в БД VB только 91 человек нашел. то есть 24 нету - а это 20 %. Конечно они могут в 500 тыс. которые должны загрузить в базу, но постоянно по 1941-1942 встречаются лакуны в потерях Wast. Так из личного состава бомбера KG 3, сбитого 16 августа 1942 года, в БД VB возможно с большей натяжкой только 2 из 4.
Ну и помню разговор с калужским товарищем. который работает на VB, перенося немецкие кладбища: так кажется в Мещовске они поднимали кладбище, большинство немчиков с которого значились погибшими в Норвегии и западной Европе в 1943 - 1945 годах. То есть они подсчитаны, но "засчитаны" союзникам.
Понятно, что во всех документах встречаются ошибки + можно использовать различные методики подсчета. Вспомним наших Соколова/Ивлева у которых потери РККА кажеться уже за 20 млн.?
Хотелось бы например послушать у Цифровой истории или Тактик Медиа запись видео с Литвиненко или другими учеными-статистами по поводу потерь Германии и СССР. а также например с представителем Volksbund в РФ по этому же вопросу.

Иголки важнее....

Пару раз слышал истории что в медальонах вместо бумаги встречали иголки, а вот ребята этой осенью под Вешенской у огневой позиции зенитного орудия подняли двух советских одиночных бойцов и у одного карболитовый медальон. Но при вскрытии увидели не бумагу, а иголки...  Оставили находку в местном музее.
Медальон с иголками

"А остальной экипаж русские мишки доедают..."

"Добрые люди" поделились ЖБД Корюк 532 (тыл 2 PzA, штаб в Брянске) за август 1942 года - попросили источник не "палить" :)
"Нехорошие люди" из подразделений, подчиненных Корюку, вели борьбу с нашими партизанами, охраняли различные важные места, сообщали когда и чего сбросили наши доблестные АДД и какой ущерб.
И вот 21 августа 1942 года во время антипартизанской операции находят немецкий бомбер из 11-й эскадрильи IV группы KG 1, который пропал без вести еще 30 июля, а из экипажа два тела, не идентифицируемых из-за разложения. А остальных видимо русские мишки доедают...
127
Ну а если серьезно - 11-я эскадрилья вероятно поддерживала антипартизанские акции Корюка 532, она до 8 августа 1942 года базировалась на аэродроме Брянск.
При этом еще 23 июля 1942 года эскадрилья потеряла своего командира Hptm. Beck A., F., который на 100 % подорвал свой бомбер на своей авиабомбе (может бомбил с низкой высоты и осколки изрешетили бомбер) над Плюсково. А 30 июля пропал без вести уже предположительно и.о. командира эскдрильи Oblt. Moenkmeier G., F. с экипажем Fw. Czernits W., Bo.; Fw. Cussnick H., Bf., Uffz. Moeller E., Bs. И предположительно наши партизаны сбили (если не ошибка пилотирования/тех-неисправность или подрыв на своей АБ). И если я правильно идентифицировал, то Дольск в 17 км юго-восточнее Плюсково. Да командир экипажа не пробивается по БД Volksbund. А в ГКЛ экипаж указан погибшим, но не указано где самолет упал.
Так что немецким летчикам антипартизанские акции тоже не дешево обходились - 2 бомбера за неделю, неплохой результат, хотя первый бомбер вероятно сам угробил вместе с собой командир эскадрильи.